В Берлине открылся один из крупнейших в мире музыкальных фестивалей "Музыкфест". Это форум поисков репертуарного баланса между классической и современной музыкой.
"Музыкфест" – это совместное детище дирекции берлинских фестивалей и фонда берлинской филармонии. Объединение усилий позволяет решать масштабные творческие задачи. До 20 сентября на фестивальных площадках, главные из которых – два зала берлинской филармонии, выступит в общей сложности 1600 музыкантов разных стран, среди которых 40 солистов и 24 коллектива – ансамбли, хоры и оркестры из Германии, два оркестра из США, и по одному из Великобритании, Голландии и Бельгии. За 19 дней в 25 концертах прозвучат 75 произведений 35 композиторов. В центре программы фестиваля произведения Ференца Листа, 200-летие со дня рождения которого будет отмечаться в октябре.
Другие важнейшие события фестиваля – исполнения масштабных сочинений современного немецкого композитора Вольфганга Рима, грандиозного сочинения Луиджи Ноно "Прометей" и 8-й симфонии Малера берлинским филармоническим оркестром под руководством Саймона Рэттла. В этом концерте, помимо 8 известных солистов, примут участие два берлинских и один лейпцигский хор. Вторая часть симфонии интерпретирует "Фауста" Гете. Прозвучит фрагмент финала 8-й симфонии Малера, исполненной под руководством Саймона Рэттла с Национальным молодежным оркестром Великобритании, запись 2007 года.
Важна особенность выбора музыкантов-солистов руководством берлинского Музыкфеста – это всегда не просто звезды, но исполнители с широчайшим репертуаром, играющие как классику, так и часто исполняющие произведения современных композиторов. Одна из таких звезд немецкая скрипачка Анне-Софи Муттер, сказала в одном из своих интервью: "Я осознаю, что музыке уже 1200 лет, это язык, который постоянно определяет себя по-новому, он начинался как бы с одной простой линии, но он со временем интенсивно развивался и превратился в необычайно сложный почти до раздражения своей чрезмерностью сложностью язык." Анне-Софи Муттер исполнит на фестивале с питсбургским симфоническим оркестром под управлением австрийского дирижера Манфреда Хонека концертное сочинение для скрипки с оркестром Вольфганга Рима "Пропетое время".
О фестивале и его концептуальном построении говорит его художественный руководитель Винрих Хопп:
– Мы начинаем с Ференца Листа и тех, кто следовал его традиции. Прозвучит, например, большой фортепианный концерт Бузони. А в конце программы фестиваля будут исполнены большие произведения, где особую роль играет вокал, в частности, 8 симфония Малера, которая поется практически от начала и до конца. "Прометей" Луиджи Ноно – из этого же ряда. И между этими двумя полюсами плывет музыкальный корабль Вольфганга Рима, произведения которого составляют центр программы. Его сочинения – это широкий спектр от оркестровой музыки под знаком ударных инструментов до опусов с вокальным дыханием.
Что касается Листа, то особый интерес публики я думаю вызовет оркестр из бельгийского Брю́гге Anima Eterna под руководством Йоса ван Иммерзееля. Этот оркестр играет на инструментах времен Листа. И возможность услышать сочинения Листа на инструментах, на которых он, возможно, сам музицировал и для которых он сочинял, – это особый феномен, – уверен Винрих Хопп.
Нынешний фестиваль характерен рекордно малым присутствием русской музыки – все последние годы произведения Стравинского, Прокофьева и Шостаковича постоянно были в программе. На нынешнем фестивале прозвучит только одно сочинение русского автора – 9-я соната Скрябина "Черная месса". 5 сентября на своем камерном вечере ее исполнит французский пианист Пьер-Лоран Эмар. Сам вечер в целом выстроен в мрачных тонах. Откроет его произведение Листа, в котором композитор, посетивший в Венеции своего зятя Рихарда Вагнера, выразил свои предчувствия о скором конце Вагнера и предстоящем ему последнем пути на гондоле. В этой же программе, помимо еще трех вещей Листа, Пьер-Лоран Эмар играет сонаты самого Вагнера и Альбана Берга. Интересно, что Листу, как и Вагнеру, после смерти не удалось избежать использования его сочинений нацистской военной пропагандой. Речь идет о часто звучавшей в нацистской Германии фанфарной теме из симфонической поэмы Листа "Прелюдия", которая прозвучит на фестивале в исполнении упомянутого Винрихом Хоппом бельгийского оркестра Anima Eterna. Эту фанфарную тему Листа нацисты избрали, в частности, для заставки своих новостных киносборников периода второй мировой войны.
Завершат фестиваль концерты берлинской Штаатскапеллы – оркестра и хора под управлением Даниэля Баренбойма с программой, в которой примет участие выдающийся итальянский пианист Мауриццио Поллини. Прозвучат 23-й концерт Моцарта для фортепиано с оркестром, сочинение Луиджи Ноно для фортепиано и магнитофона и симфония Ференца Листа для оркестра и женского хора на темы "Божественной комедии" Данте.
"Музыкфест" – это совместное детище дирекции берлинских фестивалей и фонда берлинской филармонии. Объединение усилий позволяет решать масштабные творческие задачи. До 20 сентября на фестивальных площадках, главные из которых – два зала берлинской филармонии, выступит в общей сложности 1600 музыкантов разных стран, среди которых 40 солистов и 24 коллектива – ансамбли, хоры и оркестры из Германии, два оркестра из США, и по одному из Великобритании, Голландии и Бельгии. За 19 дней в 25 концертах прозвучат 75 произведений 35 композиторов. В центре программы фестиваля произведения Ференца Листа, 200-летие со дня рождения которого будет отмечаться в октябре.
Другие важнейшие события фестиваля – исполнения масштабных сочинений современного немецкого композитора Вольфганга Рима, грандиозного сочинения Луиджи Ноно "Прометей" и 8-й симфонии Малера берлинским филармоническим оркестром под руководством Саймона Рэттла. В этом концерте, помимо 8 известных солистов, примут участие два берлинских и один лейпцигский хор. Вторая часть симфонии интерпретирует "Фауста" Гете. Прозвучит фрагмент финала 8-й симфонии Малера, исполненной под руководством Саймона Рэттла с Национальным молодежным оркестром Великобритании, запись 2007 года.
Важна особенность выбора музыкантов-солистов руководством берлинского Музыкфеста – это всегда не просто звезды, но исполнители с широчайшим репертуаром, играющие как классику, так и часто исполняющие произведения современных композиторов. Одна из таких звезд немецкая скрипачка Анне-Софи Муттер, сказала в одном из своих интервью: "Я осознаю, что музыке уже 1200 лет, это язык, который постоянно определяет себя по-новому, он начинался как бы с одной простой линии, но он со временем интенсивно развивался и превратился в необычайно сложный почти до раздражения своей чрезмерностью сложностью язык." Анне-Софи Муттер исполнит на фестивале с питсбургским симфоническим оркестром под управлением австрийского дирижера Манфреда Хонека концертное сочинение для скрипки с оркестром Вольфганга Рима "Пропетое время".
О фестивале и его концептуальном построении говорит его художественный руководитель Винрих Хопп:
– Мы начинаем с Ференца Листа и тех, кто следовал его традиции. Прозвучит, например, большой фортепианный концерт Бузони. А в конце программы фестиваля будут исполнены большие произведения, где особую роль играет вокал, в частности, 8 симфония Малера, которая поется практически от начала и до конца. "Прометей" Луиджи Ноно – из этого же ряда. И между этими двумя полюсами плывет музыкальный корабль Вольфганга Рима, произведения которого составляют центр программы. Его сочинения – это широкий спектр от оркестровой музыки под знаком ударных инструментов до опусов с вокальным дыханием.
Что касается Листа, то особый интерес публики я думаю вызовет оркестр из бельгийского Брю́гге Anima Eterna под руководством Йоса ван Иммерзееля. Этот оркестр играет на инструментах времен Листа. И возможность услышать сочинения Листа на инструментах, на которых он, возможно, сам музицировал и для которых он сочинял, – это особый феномен, – уверен Винрих Хопп.
Нынешний фестиваль характерен рекордно малым присутствием русской музыки – все последние годы произведения Стравинского, Прокофьева и Шостаковича постоянно были в программе. На нынешнем фестивале прозвучит только одно сочинение русского автора – 9-я соната Скрябина "Черная месса". 5 сентября на своем камерном вечере ее исполнит французский пианист Пьер-Лоран Эмар. Сам вечер в целом выстроен в мрачных тонах. Откроет его произведение Листа, в котором композитор, посетивший в Венеции своего зятя Рихарда Вагнера, выразил свои предчувствия о скором конце Вагнера и предстоящем ему последнем пути на гондоле. В этой же программе, помимо еще трех вещей Листа, Пьер-Лоран Эмар играет сонаты самого Вагнера и Альбана Берга. Интересно, что Листу, как и Вагнеру, после смерти не удалось избежать использования его сочинений нацистской военной пропагандой. Речь идет о часто звучавшей в нацистской Германии фанфарной теме из симфонической поэмы Листа "Прелюдия", которая прозвучит на фестивале в исполнении упомянутого Винрихом Хоппом бельгийского оркестра Anima Eterna. Эту фанфарную тему Листа нацисты избрали, в частности, для заставки своих новостных киносборников периода второй мировой войны.
Завершат фестиваль концерты берлинской Штаатскапеллы – оркестра и хора под управлением Даниэля Баренбойма с программой, в которой примет участие выдающийся итальянский пианист Мауриццио Поллини. Прозвучат 23-й концерт Моцарта для фортепиано с оркестром, сочинение Луиджи Ноно для фортепиано и магнитофона и симфония Ференца Листа для оркестра и женского хора на темы "Божественной комедии" Данте.