Социологи и правозащитники – о реакции общества и государства на дело Магнитского

For Bode blog, Magnitsky, 8Sep2011

Следователи вызвали на допрос мать Сергея Магнитского по возобновленному делу о неуплате налогов. Об этом заявили в фонде Hermitage Сapital, подчеркнув, что виновные в гибели Магнитского следователи оказывают давление на его родственников.

Ранее сообщалось, что МВД прекратит уголовное дело против Магнитского "по нереабилитирующим обстоятельствам в связи со смертью обвиняемого". Между тем, Аналитический центр Юрия Левады исследовал отношение россиян к делу Сергея Магнитского, юриста британского инвестиционного фонда Hermitage Capital, который 16 ноября 2009 года скончался в московском следственном изоляторе.

Предыдущее исследование на ту же тему было проведено осенью 2010 года, по аналогичной репрезентативной выборке, так что есть возможность сравнить эти результаты.

44 процента россиян положительно относятся к инициативе запретить въезд в европейские страны и в США тем, против кого дал показания Сергей Магнитский, и тем, кто оказался причастен к его гибели. Отрицательно отнеслись к этому только 13 процентов опрошенных. Многие затрудняются с ответом - видимо, потому, что просто ничего не знают об этом деле. Впрочем, осведомленность о нем в обществе растет.

Сотрудник Левада-центра Денис Волков рассказал Радио Свобода, как меняется в обществе отношении к делу Магнитского

- Если год назад какое-то мнение могли составить об этом деле 7 процентов, то сейчас уже 18. Одновременно на 30 процентов сократилось количество тех, кто никогда об этом не слышал. То есть эту проблему удалось сделать значимой, донести до массового зрители, до рядового россиянина.

С 41 процента до 60 процентов выросло количество тех, кто объясняет смерть Магнитского преднамеренными действиями сотрудников тюрьмы. В сентябре прошлого года случайной ее считало 11 процентов, сейчас только 5 процентов. Если год назад половина опрошенных не могла ответить на этот вопрос, то сейчас только треть. Люди стали лучше разбираться в сути проблемы - благодаря тому, что стали получать гораздо больше информации на эту тему.

Сыграло роль, наверное, упорство журналистов и коллег Магнитского, а также внимание Запада. Возможно, помогла кампания по борьбе с коррупцией. И, конечно, появление нового типа медиа - то, что называют гражданской журналистикой, то, что люди пишут у себя в блогах. Именно в интернете тема Магнитского получила распространение, интернет-пользователи следили за этой темой. То есть постепенно, пусть еще не очень уверенно, мы уходим от монополии государства на средства массовой информации. Пока это трудное и долгое дело, целый год понадобился, чтобы более или менее проинформировать среднего россиянина, - заключил Денис Волков.

Только 19 процентов россиян полагают, что лица, причастные к гибели Сергея Магнитского, будут привлечены к ответственности. Относительное большинство, 48 процентов опрошенных Левада-центром, в это не верят.

О том, какие общественные проблемы выявило дело Магнитского, рассказывает Андрей Бабушкин, председатель комитета "За гражданские права".

- Первая проблема - то, что у следствия есть возможности оказывать давление на администрацию СИЗО с тем, чтобы создать обвиняемым невыносимые условия нахождения. Когда в 1997 году уголовно-исполнительная система выделялась из недр МВД и передавалась Минюсту, предполагалось, что это сделает администрацию более независимой. Но дело Магнитского показало, что подобного рода изменения в российской уголовно-исполнительной системе не произошли.

Вторая проблема - отсутствие ответственности медицинских работников уголовно-исполнительной системы за результаты своей деятельности.

Третья проблема - неэффективность прокурорского и ведомственного надзора. Только под давлением мирового общественного мнения, российских правозащитников, было возбуждено уголовное дело.

Конечно же, люди, которых сейчас привлекают к ответственности, виноваты. Одни в том, что приняли решения, приведшие к смерти Магнитского. Другие, например, врач из бутырской тюрьмы, боятся сказать правду о том, почему они допустили такие ошибки. Эти люди, наверное, не являются главными виновниками, но они должны сказать, кто на них оказывал давление, какое должностное лицо потребовало от нас таких-то и таких-то незаконных действий.

Очень важный вопрос - будут ли наказаны истинные виновники в смерти Магнитского. Очень на это надеюсь. Когда я был в Америке в составе комиссии Суркова-Макфола и такой вопрос был задан Владиславу Юрьевичу Суркову, он сказал очень интересные слова: дело не в одном Магнитском, дело в том, что у нас такая система, которая не ценит человеческую жизнь, и для нее раздавить человека очень просто. Я удивился, конечно, услышав такие справедливые замечания от высокопоставленного чиновника. В сентябре должна состояться встреча правозащитников с Сурковым, и проблема Магнитского там будет обсуждена. Я убежден, что реальные виновники понесут ответственность за это злодеяние.