Владимир Кара-Мурза - о предпринимателях и либерализации уголовного кодекса

В "Гранях времени": депутат Госдумы Кира Лукьянова, журналист Ольга Романова и Антон Коновалов , защитник предпринимателей Краснодара


Владимир Кара-Мурза: Близкие родственники погибшего в тюремной больнице юриста Сергей Магнитского - Наталья Жарикова, вдова юриста, и его мать, Наталья Магнитская - отказались от дачи показаний по этому делу. Свой отказ прийти по повестке к следователю они мотивируют тем, что, у них нет уверенности в том, что дело рассматривается беспристрастно.
Сергей Магнитский был юристом фонда Hermitage Capital и скончался в ноябре 2009 года в СИЗО "Матросская тишина" в Москве.
Полицейские, виновные в смерти юриста Магнитского, будут наказаны. Об этом заявил журналистам глава МВД Рашид Нургалиев. Он отметил, что наказание они понесут жестокое, но только в том случае, если будет доказана их вина. "Если что-то доказано, то вопросов нет - я сам каленым железом все выжигаю. В данном случае пока нет решений, мы им предъявить ничего не можем", - сказал Нургалиев.
Во вторник одна из фигуранток "списка Магнитского" судья Тверского суда Москвы Елена Сташина вновь продлила срок содержания под стражей предпринимателя Натальи Гулевич, обвиняемой в мошенничестве, удовлетворив ходатайство следователя. В своем решении судья обратила внимание на тяжесть инкриминируемого Гулевич преступления, а также на то, что она препятствовала проведению обыска на момент задержания, и посчитала, что таким образом Гулевич может скрываться от следователя. Между тем адвокаты Гулевич утверждают, что предприниматель тяжело больна, ей требуется срочная медицинская помощь
Судебный произвол в отношении предпринимателей вопреки либерализации Уголовного кодекса обсуждаем с депутатом Госдумы Кирой Лукьяновой, депутатом от фракции "Справедливая Россия", журналистом Ольгой Романовой и Антоном Коноваловым, защитником предпринимателей Краснодара. Как по-вашему, подтверждает ли ежедневная судебная практика, в частности, сегодняшние факты игнорирование тех поправок, которые президент внес в отношении предпринимателей в Уголовный кодекс?

Ольга Романова: Безусловно, суды с самого начала, с момента принятия поправок игнорировали собственно президента, его поправки и принятый
Вчера опять я была на заседании в Никулинском, и то, что там звучало – это не поддается описанию, когда молодой образованный судья по фамилии Бобков заявляет адвокату, что подавать ходатайство и делать заявления в судебном процессе некрасиво. Это я цитирую – некрасиво делать заявления в судебном процессе. Это в центре города Москвы – Юго-Запад

Государственной думой закон. Впрочем суды и следствие игнорируют не только их. Любые, к сожалению, практически любые наши суды игнорируют законы, как это ни печально. И сегодняшнее дело у судьи Сташиной, у которой бываю довольно часто и вижу, как она отказывает раз за разом, день за днем, например, в допуске адвокатов. Дело Рощина, например, три месяца судья Сташина отказывала адвокату и отказывала семье, чтобы адвокат зашел в Бутырку к обвиняемому и ознакомился с делом. Равно как и отказывала подсудимому в ознакомлении с делом, в итоге обвинение не было подписано, что ничуть не мешает Никулинскому суду судить этого человека. Вчера опять я была на заседании в Никулинском, и то, что там звучало – это не поддается описанию, когда молодой образованный судья по фамилии Бобков заявляет адвокату, что подавать ходатайство и делать заявления в судебном процессе некрасиво. Это я цитирую – некрасиво делать заявления в судебном процессе. Это в центре города Москвы – Юго-Запад. А что творится в судах окраин, а тем более юга России, мы сегодня вечером разговаривали об этом с Антоном Коноваловым. Вообще с группой краснодарской в большой переписке, в контакте. Знаете, даже не верится ушам, если бы мы туда не приезжали и если бы не было там такого повального количества дел. Кущевская закончилась, но Кущевская продолжается ровно там же.

Владимир Кара-Мурза: Как по-вашему, пора ли объявить амнистию тем предпринимателям, которыми переполнены российские тюрьмы?

Кира Лукьянова: Вы знаете, да, я согласна, что давно пора. И мы, депутаты от фракции "Справедливая Россия" и от коммунистической партии внесли законопроект об объявлении амнистии именно по экономическим статьям. Мы внесли его в середине мая. Я рассчитывала, что до конца летней сессии будет рассмотрен данный вопрос, но он повис в воздухе. Ждали отмашки от президента. И когда на встрече с
Понимаете, что ждать сейчас от амнистии, которая будет предложена партией власти, остается только догадываться

президентом общественный совет встречался, он одобрил в принципе идею об экономической амнистии, вот тогда представители "Единой России" зашевелились и сказали: ну вот, конечно же, мы говорили, что надо. И теперь они будут готовить свой проект амнистии. Но как готовятся, например, альтернативные проекты в партии власти, мы уже знаем. Это было в прошлом году, например. Было три проекта амнистии, по одной из которых, самой "широкой" было выпущено аж 63 человека. Это как раз была амнистия к юбилею Великой Победы. То есть, понимаете, что ждать сейчас от амнистии, которая будет предложена партией власти, остается только догадываться. Что касается нашей амнистии или нашего проекта амнистии, мы проанализировали все те случаи, о которых сказала Ольга, все те случаи, с которыми сталкиваются и судьи, и правоприменители, и общественники. И действительно пресс на предпринимателей такой, что считай, что половина тех предпринимателей, которые сидят по 159 статье, по 171 или по совокупности разных статей, они в принципе сидят незаслуженно, они сидят несправедливо. И амнистия могла бы быть тем спусковым крючком, тем шагом навстречу бизнесу, навстречу предпринимательству. И услышат ли нашу амнистию люди и поймут ли ее – вот это самое главное.

Владимир Кара-Мурза: Скажите, Антон, какие факты беззакония в отношении ваших земляков-предпринимателей наиболее вопиющими выглядят?

Антон Коновалов: Хотелось бы первое, что сказать: конечно, поддерживаю все, что было здесь сказано про амнистию предпринимателям и то, что говорила Ольга, по кошмарным процессам,
Могу достоверно сказать, в судах Краснодарского края говорят: ваш президент в Москве, туда и езжайте. Мы очень бы хотели, чтобы Дмитрий Анатольевич и, возможно, председатель Верховного суда поприсутствовали бы на наших судебных заседаниях

которые происходит в судах. Самое свежее, что могу привести из нашего дела Коновалова-Колесникова: следователь следственного комитета МВД переоценивает решение судов и считает, что их вправе не выполнять. Я поясню: в нашем уголовном деле судебными актами принято решение о прекращении уголовного преследования, следователь его не выполняет и продолжает преследование, считая, что нет оснований. Что касается заключения под стражу – это одно из самых вопиющих преступлений. Я считаю преступлением в отсутствии оснований заключать людей, в частности, предпринимателей. На удивленные возгласы в судах правозащитников, адвокатов профессиональных, родственников предпринимателей: как же, президент же запретил брать под стражу. Могу достоверно сказать, в судах Краснодарского края говорят: ваш президент в Москве, туда и езжайте. Мы очень бы хотели, чтобы Дмитрий Анатольевич и, возможно, председатель Верховного суда поприсутствовали бы на наших судебных заседаниях. А в целом практика по экономическим делам судебная такая, что все происходит очень быстро, молниеносно. То есть обвинительное заключение, быстро допрос свидетелей, сразу же все материалы, свидетельствующие о якобы совершенном преступлении предпринимателем и срок по уголовному делу. Единственный способ предотвращать это – это гласность, это общественность, то есть выказывание самых вопиющих случаев того, что происходит беззаконие.

Ольга Романова: Я чуть-чуть добавлю. Совсем недавно был вопиющий случай, мы пока не знаем, как подступиться. Мне позвонил раввин Северо-западного округа города Москвы со словами: помогите, пожалуйста, у нас только что выкрали из синагоги предпринимателя, везли в Краснодар и уже осудили. Еще пока нет у нас всех обстоятельств, чтобы называть фамилию и номер дела, но мы на связи с адвокатом и с родственниками. Выкрали из синагоги, привезли в Краснодар в СИЗО и уже осудили за пятницу, субботу и воскресенье.

Владимир Кара-Мурза: Константин Боровой, бывший депутат Государственной думы, председатель Партии экономической свободы, ожидает более кардинальных поправок в защиту предпринимателей.

Константин Боровой: Президенту Медведеву стоило бы внести поправки, чтобы взятки, поборы с предпринимателей уменьшили. Вот такие поправки облегчили бы жизнь. Если будет принято решение, изменен уголовный кодекс и за вымогательство в любой форме будут сажать в тюрьму, тогда что-то может измениться. Достаточно одного заявления предпринимателя, и вымогателя сажают в тюрьму. Но начать все это надо делать с дела Магнитского, потому что это очень показательный пример вымогательства. До тех пор, пока это не будет решено, пока убийцы Магнитского будут вызывать его мать на допросы, а не сидеть в тюрьме, не отвечать по самым строгим законам за свои преступления, ничего не изменится.

Владимир Кара-Мурза:


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.