Маргрете Фредериксен как королева-президент

Королева Дании Маргрете II в гостях у президента России Дмитрия Медведева. 6 сентября 2011 года.

6 сентября начался государственный визит в Россию королевы Дании Маргрете II.

В поездке в Москву и Петербург королеву сопровождают принц-консорт Хенрик и наследник престола кронпринц Фредерик, а также делегация из более чем сотни представителей датского бизнеса. Глава датского государства проводит переговоры в Москве, а в Петербурге, куда королева направится 8 сентября, отшвартовалась датская королевская яхта "Даннеборг" и фрегат ВМС Дании "Тетис". Маргрете, занимающая датский престол около сорока лет, бывала в Москве лишь однажды – в 1975 году.

За королевой Дании Маргрете II в мире громкой славы не водится. Пожалуй, отсутствие шумной репутации говорит о ней лучше всего – на жизни датской королевской четы папарацци, как правило, отдыхают. Её Величество Королева Маргрете II (полное её имя – Маргрете Александрина Торхильдур Ингрид) правит страной вот уже почти сорок лет. Она замужем за французским графом Анри де Лаборд де Монпеза, получившем здесь титул принца и датское имя Хенрик. У супругов двое детей. Старший, кронпринц Фредерик, готовится вступить на престол, чередуя представительские обязанности с активным образом жизни; младший же, принц Йоахим, с головой ушёл в сельское хозяйство.

По всеобщему мнению, датский престол занимает одна из самых профессионально подготовленных для выполнения этой роли особ. У дочери короля Фредерика IX и королевы Ингрид юность не была праздной – студенческие годы Маргрете провела в университетах Копенгагена и Орхуса, затем училась в Кембридже, Париже, Лондоне. Потому королева прекрасно ориентируется в государственных делах, обсуждаемых с датским премьером и министром иностранных дел, которые посещают её с еженедельным докладом.

С детства Маргрете увлеклась археологией. Она участвовала в раскопках на территории Дании, а позже вместе со своим дедом, ныне покойным королем Швеции Густавом IV, работала в научных экспедициях в Италии и Судане. Кроме того, датский монарх – замечательный живописец, дизайнер и иллюстратор: репродукции ее картин продаются повсюду в Дании, а доход от продаж идет в фонд борьбы с детскими болезнями.

В статусе главы государства Маргрете II пользуется в Дании неоспоримым авторитетом. Согласно Конституции, королева – вне политики, она не может выражать сиюминутных политических взглядов. Тем не менее, ежегодного новогоднего послания, с которым Маргрете традиционно выступает с телеэкранов, ждёт вся страна. Дело вовсе не в верноподданическом рвении: всем интересно, как подытожит прошедший год эта незаурядная и умная женщина. Датчанам порой приходится выслушивать нелицеприятные слова о самих себе. Не всем это по нраву – но, тем не менее, королева вызывает уважение прямотой своих высказываний.

Датская монархия как социальный феномен – вещь уникальная: не прерывавшаяся никогда династия пятидесяти королей и двух королев не случайно остаётся старейшей из существующих в мире. Более тысячи лет назад король Харальд Синезубый основал Датское королевство, и с той поры его правители не утратили способности адаптироваться к социальным и политическим переменам. Корона хранила Данию, пронеся страну невредимой через бушевавшие на европейском континенте битвы и революции, эпоху Реформации и ужасы Второй мировой войны. Секрет успеха датского королевского дома, по утверждениям историков, прост: монархия выживает тогда лишь, когда в своем короле – а в данном случае, в королеве – подданные способны увидеть себя самих.

Дания – страна с беспрецедентно высоким уровнем поддержки монархической формы правления, подчеркивает копенгагенский социолог Хелен Бисгорд:

– В зависимости от того, как составлены социологические опросы, монархию как форму государственного правления поддерживает от 60 до 85 процентов населения Дании. В период правления нынешней королевы Маргрете II наблюдается тенденция к росту популярности монархической идеи. Уровень поддержки населения настолько высок, что ни одно правительство в мире не в состоянии добиться подобного результата в мирное время, не говоря уже о невозможности получить его на протяжении столь длительного времени: ведь Маргрете взошла на престол в 1972 году.

Королевский дом в демократическом обществе выглядит парадоксом, но не является проблемой. Может быть, в наши дни монархический институт – это устаревшая, аристократическая и недемократичная форма правления; но благодаря королеве Маргрете II монархия стала естественной частью датской демократии. Среди сторонников нынешней системы крайне мало истинных роялистов, которые считают, что монархическое правление является отражением неких высших принципов или божественного предначертания. Поддержка монархии основана на том, что можно определить как прагматический консерватизм: "Если оно работает, не надо ничего менять". И ведь датская система действительно работает.

Королевство Дания и другие скандинавские монархии считаются одними из самых демократических, открытых, процветающих и справедливых обществ в мире. Сомнительно было бы утверждать, что счастье подданных датской короны вызвано присутствием в их жизни королевской семьи. С другой стороны, невозможно и указать на какую-либо угрозу демократии и общественному процветанию, исходящую от монархии.

В наши дни датская королевская семья и институт монархии полностью интегрированы в демократическое общество. И это, не в последнюю очередь, заслуга самой королевы Маргрете. Ведь если правящий монарх не понимает, как действуют рычаги и пружины демократии, то его власть рано или поздно будет упразднена. Но к датской королеве это не относится. Ведь не случайно у нас говорят: "Если бы Дания была республикой, то президентом мы выбрали бы Маргрете Фредериксен", – говорит социолог Хелен Бисгорд.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"