7 сентября на территории ВВЦ открылась 24-я Московская международная книжная выставка-ярмарка. Это главный коммерческий книжный форум года, в работе которого принимают участие более полутора тысяч издательств из 57 стран.
У словосочетания "коммерческий форум" есть два толкования. Первое: на Московской книжной ярмарке совершаются главные коммерческие сделки между издателями разных стран, и это тайная часть форума, невидимая для стороннего наблюдателя. Вероятно, основные договоренности будут происходить в рамках культурного обмена с Италией (почетный гость ярмарки) и запланированного на следующий год русского присутствия на BookExpo America, но рассуждать о том, как будет идти коммерческий обмен, к примеру, с Ираном, у которого один из самых больших стендов, невозможно, будучи обычным посетителем.
Вторая коммерческая составляющая проста: москвичи по традиции едут на ярмарку за дешевыми книгами, в том числе учебниками и детской литературой. Здесь, правда, уже не встретишь, как несколько лет назад, людей с рюкзаками и целлофановыми пакетами для покупок, но колоритные социальные типы в ветровках, сапогах и окладистых бородах попадаются. Судя по размещению стендов и порядку презентаций, ведущей религией в стране является православие, а идеологией – эклектика. Рядом с православными презентациями, но все-таки на втором месте – исламские издательства и "Бхагавадгита как она есть". Презентацию полного собрания творений Святителя Феофана Затворника в сорока томах сменяет конференция "Виссарион Белинский. 200 лет спустя", где с "неистовым Виссарионом" сравнивают колумниста журнала "Афиша" Льва Данилкина, а молодых девушек-критиков – с итальянскими коммунистками шестидесятых.
Презентацию газеты "День" с казацкими песнопениями продолжает "круглый стол" о поэзии без читателя, а дискуссии о новых технологиях и компьютерном чтении соседствуют с книжками о традиционных способах пчеловодства. На одном из стендов известный писатель говорит, что путешествия и знакомства с другими культурами разрушают ксенофобские предрассудки, а на другом – не менее известная писательница сообщает, что засомневалась, не являются ли привилегии для инвалидов нарушением божественного промысла. Впрочем, никто даже не успевает отметить эту фразу как далекую от цивилизованного мира: презентации несутся как волны. Быков и Басинский рассуждают о Горьком, группа писателей во главе с Прилепиным испытывает советскую ностальгию, к Явлинскому и Зюганову – очереди за автографами, книга о сталинских небоскребах сменяется встречей с телеведущим Владимиром Соловьевым. На стене издательства "ЭКСМО" - довольно забавные коллажи с такими стихами: "По темным Люберцам шляться не бойся, Бей гопоту величием Джойса", "Долой голливудских фильмов засилие, у Пушкина тоже есть сцены насилия", и "Клевые чиксы сдаются быстрее – Тем, кто цитирует Хэмингуэя".
Чтобы добраться до современного, в стиле хайтек, построенного три года назад 57-го павильона, где проходит книжная ярмарка, нужно довольно долго идти по территории бывшей ВДНХ с ее сталинским ампиром, быками и венками, многочисленными коммерческими ларьками новейшего времени и агрессивной звуковой рекламой. Московская международная книжная ярмарка каждый сезон поучительна как модель современного российского мира.
Среди многочисленных участников ярмарки – лауреат премии "Русский Букер", писатель Александр Иличевский. Он представил читателям третью часть цикла "Герои Апшеронского полка". Вслед за романами "Матисс" и "Перс" роман "Математик" пытается объяснить странности жизни. Александр Иличевский рассказал Радио Свобода о своей новой книге "Математик" и первых впечатлениях о Международной московской книжной выставке-ярмарке этого года:
– Я стараюсь не писать о вещах, о которых совсем ничего не знаю. Это отчасти и биографические наблюдения, и внутренний мир героя мне достаточно хорошо известен.
– Вы выдумываете новую реальность или отражаете ту, которая существует вокруг вас?
– Я их стараюсь поженить. С одной стороны, не делать какие-то пустые выдумки... Бывают в жизни явления, которые просятся на перо, но к литературе не имеют икакого отношения. И наоборот: есть литературные явления, которые совершенно не относятся к жизни, но которые по своей птенциальной правде гораздо важнее, нежели некоторые человеческие жизни вообще.
– В последние годы вы выпускаете фактически по роману в год. Чем вызван такой быстрый ритм?
Иличевский: Цикл "Солдаты Апшеронского полка" – о брошенных людях. "Матисс" – о бывшем физике. "Перс" – о бывшем биологе, который вдруг начинает разбираться со своим детством вместо того, чтобы заниматься биологией. А "Математик" – роман о человеке, который понял, что математические вершины, которые он брал, не настоящие. Нужно быть свободным вообще, пытаться жить вне стремлений, вне каких-то усилий для взятия вершин. Иными словами все романы о людях, которые совершили некий акт самосожжения и пытаются начать жизнь заново.
– Как прошла презентация на международной Московской книжной ярмарке?
– Ярмарка замечательная: внятная, ясная, очень европеизирована. Книги хорошие, по крайней мере, те, которые я успел посмотреть на стендах.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
У словосочетания "коммерческий форум" есть два толкования. Первое: на Московской книжной ярмарке совершаются главные коммерческие сделки между издателями разных стран, и это тайная часть форума, невидимая для стороннего наблюдателя. Вероятно, основные договоренности будут происходить в рамках культурного обмена с Италией (почетный гость ярмарки) и запланированного на следующий год русского присутствия на BookExpo America, но рассуждать о том, как будет идти коммерческий обмен, к примеру, с Ираном, у которого один из самых больших стендов, невозможно, будучи обычным посетителем.
Вторая коммерческая составляющая проста: москвичи по традиции едут на ярмарку за дешевыми книгами, в том числе учебниками и детской литературой. Здесь, правда, уже не встретишь, как несколько лет назад, людей с рюкзаками и целлофановыми пакетами для покупок, но колоритные социальные типы в ветровках, сапогах и окладистых бородах попадаются. Судя по размещению стендов и порядку презентаций, ведущей религией в стране является православие, а идеологией – эклектика. Рядом с православными презентациями, но все-таки на втором месте – исламские издательства и "Бхагавадгита как она есть". Презентацию полного собрания творений Святителя Феофана Затворника в сорока томах сменяет конференция "Виссарион Белинский. 200 лет спустя", где с "неистовым Виссарионом" сравнивают колумниста журнала "Афиша" Льва Данилкина, а молодых девушек-критиков – с итальянскими коммунистками шестидесятых.
Презентацию газеты "День" с казацкими песнопениями продолжает "круглый стол" о поэзии без читателя, а дискуссии о новых технологиях и компьютерном чтении соседствуют с книжками о традиционных способах пчеловодства. На одном из стендов известный писатель говорит, что путешествия и знакомства с другими культурами разрушают ксенофобские предрассудки, а на другом – не менее известная писательница сообщает, что засомневалась, не являются ли привилегии для инвалидов нарушением божественного промысла. Впрочем, никто даже не успевает отметить эту фразу как далекую от цивилизованного мира: презентации несутся как волны. Быков и Басинский рассуждают о Горьком, группа писателей во главе с Прилепиным испытывает советскую ностальгию, к Явлинскому и Зюганову – очереди за автографами, книга о сталинских небоскребах сменяется встречей с телеведущим Владимиром Соловьевым. На стене издательства "ЭКСМО" - довольно забавные коллажи с такими стихами: "По темным Люберцам шляться не бойся, Бей гопоту величием Джойса", "Долой голливудских фильмов засилие, у Пушкина тоже есть сцены насилия", и "Клевые чиксы сдаются быстрее – Тем, кто цитирует Хэмингуэя".
Чтобы добраться до современного, в стиле хайтек, построенного три года назад 57-го павильона, где проходит книжная ярмарка, нужно довольно долго идти по территории бывшей ВДНХ с ее сталинским ампиром, быками и венками, многочисленными коммерческими ларьками новейшего времени и агрессивной звуковой рекламой. Московская международная книжная ярмарка каждый сезон поучительна как модель современного российского мира.
Среди многочисленных участников ярмарки – лауреат премии "Русский Букер", писатель Александр Иличевский. Он представил читателям третью часть цикла "Герои Апшеронского полка". Вслед за романами "Матисс" и "Перс" роман "Математик" пытается объяснить странности жизни. Александр Иличевский рассказал Радио Свобода о своей новой книге "Математик" и первых впечатлениях о Международной московской книжной выставке-ярмарке этого года:
– Я стараюсь не писать о вещах, о которых совсем ничего не знаю. Это отчасти и биографические наблюдения, и внутренний мир героя мне достаточно хорошо известен.
– Вы выдумываете новую реальность или отражаете ту, которая существует вокруг вас?
– Я их стараюсь поженить. С одной стороны, не делать какие-то пустые выдумки... Бывают в жизни явления, которые просятся на перо, но к литературе не имеют икакого отношения. И наоборот: есть литературные явления, которые совершенно не относятся к жизни, но которые по своей птенциальной правде гораздо важнее, нежели некоторые человеческие жизни вообще.
– В последние годы вы выпускаете фактически по роману в год. Чем вызван такой быстрый ритм?
Иличевский: Цикл "Солдаты Апшеронского полка" – о брошенных людях. "Матисс" – о бывшем физике. "Перс" – о бывшем биологе, который вдруг начинает разбираться со своим детством вместо того, чтобы заниматься биологией. А "Математик" – роман о человеке, который понял, что математические вершины, которые он брал, не настоящие. Нужно быть свободным вообще, пытаться жить вне стремлений, вне каких-то усилий для взятия вершин. Иными словами все романы о людях, которые совершили некий акт самосожжения и пытаются начать жизнь заново.
– Как прошла презентация на международной Московской книжной ярмарке?
– Ярмарка замечательная: внятная, ясная, очень европеизирована. Книги хорошие, по крайней мере, те, которые я успел посмотреть на стендах.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"