Золотой шпиль

Подходя или подъезжая к любому храму, мы первым делом видим его навершие: сияющий на солнце крест – принадлежность христианского храма, три шара и полумесяц венчают сферический купол мечети и острую вершину минарета, а над буддистским храмом высится покрытый золотом специальный шпиль – ганжир.

Уже первые буддистские храмы кочевых монгольских народов, расположенные в приспособленных для молебнов кибитках, отличались символическим декоративно-скульптурным навершием в виде шпиля. Со временем ганжир стал обязательным элементом буддистского храма.

Ганжир – шпиль дацана – в буквальном переводе с тибетского – «наполненный драгоценностями». Внутрь ганжира, имеющего форму буддистской ступы, принято закладывать священные книги и специальным образом изготовленные рулоны с молитвами. Также, по традиции, должны быть представлены девять элементов, которым в буддизме придается особый смысл: золото, серебро, бронза, сталь, медь, коралл, лазурит, бирюза и жемчуг. Этот набор элементов обычно присутствует и при закладке ступ, изготовлении «бумбы» – специальном сосуде с буддистской атрибутикой. Оставшееся свободным место заполняют благовониями. В Петербурге ганжир на дацане прошел освящение дважды – когда храм был построен в 1915 году, и уже в наше время – в январе 2007 года. Летом 2010 года ганжир Петербургского дацана реставрировали (закладку при этом не трогали) и вновь покрыли сусальным золотом.

Такая традиция – покрывать шпили храмов чистым золотом – существует во многих религиях. Это происходит потому, что именно золотое покрытие вызывает наибольший блеск при попадании солнечных лучей, как бы притягивая к себе внимание божеств. Считается, что ганжир в дацане «обеспечивает» связь с небесным. В отличие, скажем, от свастики, которая должна связывать с земным. Не удивляйтесь, ведь свастика – это древний буддистский символ, она в обязательном порядке изображалась в храмах, присутствовала на буддистских иконах и являлась символом гармонии мира. Ее окончания обозначали четыре безмерных принципа: безграничную любовь, безграничное сострадание, безграничную равностность и безграничную сорадость. Использование и полное извращение этого древнего символа нацистами надолго лишило нас нормального восприятия свастики как абсолютно мирного знака. На полу петербургского дацана также когда-то была выложена свастика, но ее в свое время уничтожили.

Ганжир Петербурга известен и своим военным прошлым. Во время Великой Отечественной в дацане размещалась радиостанция, а шпиль служил своеобразной антенной. Эта радиостанция использовалась для связи города с «большой землей». Немцы старались разбомбить храм или хотя бы повредить его, но здание дацана осталось в неприкосновенности. Кстати, после войны радиостанцию в дацане оставили и стали использовать в качестве «глушилки» для различных «голосов», в их число попала и радиостанция «Свобода».

Обычно шпиль дацана возвышается на вершине храма в гордом одиночестве, уровнем ниже, как правило, располагают другие элементы – жалсаны, чиндамани, также выполняющие символические охранные функции. Некоторые из них были медными, некоторые также покрывались сусальным золотом.

Летом 2011 года, когда отмечалось 270-летие Тамчинского дацана – бывшей резиденции глав буддистов России, я вдруг с удивлением обнаружила, что на вершине главного храма дацана – Согчен дугана – на одном уровне с ганжиром находятся круглые ритуальные предметы – жалсаны. Спросила лам, почему так, ведь обычно над дацанами возвышается лишь один ганжир. Но, как оказалось, я была недостаточно наблюдательна: над Согчен дуганом в нынешней резиденции Хамбо Ламы, Иволгинском дацане, ганжир также находится в окружении двух жалсанов. Правда, на вопрос, только ли в «хамбинском дацане» (то есть в дацане, где расположена резиденция главы буддистов) принято возводить эти ритуально-архитектурные элементы на одном уровне, никто точного ответа дать не смог.

Известно, что когда-то по фасаду петербургского буддистского храма располагались покрытые золотом щит с монограммой Калачакры – божества, являющегося хранителем дацана, и специальные зеркала – «толи». Как считают, наличие этих элементов способствует тому, чтобы злые духи обходили храм и верующих стороной. Сейчас в петербургском дацане намереваются восстановить исторический вид фасада и готовят эти элементы ритуально-декоративного свойства к установке.