Подальше от Медведева

  • Александр Валиев

В психоневрологической больнице поселка Биргельды, Челябинская область. Фото из блога уполномоченного по правам человека в Челябинской области Алексея Севастьянова.

Жертв дедовщины в Челябинской области прячут от президента и прокуроров. Так полагает комиссия во главе с областным уполномоченным по правам человека.

В нынешнем сентябре на семи полигонах России, Таджикистана и Казахстана проходят крупномасштабные оперативно-стратегические учения "Центр-2011". Одной из выбранных для маневров площадок стал челябинский Чебаркуль, где расквартирована воинская часть 89547. Четыре года назад чебаркульский полигон уже принимал антитеррористические учения стран Шанхайской организации сотрудничества. На заключительный этап учений прибыли первые лица государств-участников. На этот раз тоже обещают приезд самого Дмитрия Медведева, который 21 сентября намерен лично наблюдать за учениями.

Судя по всему, подготовка к его появлению ведется уже давно. Косвенным свидетельством тому стали выводы комиссии под руководством уполномоченного по правам человека в Челябинской области Алексея Севастьянова, которая побывала на днях в Челябинской областной специализированной психоневрологической больнице № 2 поселка Биргильды Чебаркульского района. Правозащитники обнаружили там весьма интересное явление: среди пациентов резко выросло количество военнослужащих. Более того, из шести солдат, помещенных на лечение, лишь один прибыл сюда в конце июня. Все остальные — во второй половине августа, как раз накануне учений.

По словам Севастьянова, "анамнез" пациентов пестрит схожими фактами: все служили в Чебаркуле, призваны в конце 2010—начале 2011 года. У двоих — нервное истощение и попытка суицида, которую они объясняют тяжестью работы и сложностями адаптации в военном коллективе. Третьего регулярно избивали сослуживцы. Не выдержав издевательств, солдат сбежал, но был пойман. Командир дивизиона пообещал, что больше такого не повторится, однако слова не сдержал. Солдата опять избили, а на просьбу отправить его на лечение офицеры ответили отказом. После очередного побега рядовой оказался в психоневрологическом отделении.

При схожих обстоятельствах туда же попал четвертый пациент: сослуживцы издевались над ним из-за того, что около двух месяцев, пока все готовились к учениям, он пролежал в госпитале (пневмония, обострение вегето-сосудистой дистонии). Не выдержав угроз, оскорблений и морального давления, солдат дважды оставлял часть.

Их пятый товарищ, призванный из Татарстана, еще в июне совершил попытку самоубийства - что, впрочем, не нашло никакого отражения в его стационарной карте. Шестой, заболев бронхитом, получил, находясь в медицинской части, недвусмысленный "привет" от сослуживцев: "прохлаждаешься, пока мы тут вкалываем? Берегись!" После чего солдат вскрыл себе вены.

Ни одна из этих историй болезни не попала в поле зрения военной прокуратуры и военно-следственного отдела. Однако правозащитники не только связали госпитализацию солдат с проходящими учениями, но и обобщили имеющиеся, на их взгляд, нарушения закона в акте обследования учреждения. Акт опубликован на официальном сайте омбудсмена Челябинской области.

Входящие в комиссию юристы, прежде всего, не понимают, каким образом военнослужащие оказались в "гражданской" больнице. Лечить их должен был госпиталь Екатеринбурга; судя по документам, именно туда солдат и направили изначально. Но потом почему-то передумали. Кроме того, командиры были обязаны оповестить о фактах неуставных отношений - и особенно об их последствиях - соответствующие органы, но не сделали этого. Теперь расследованием займется военная прокуратура. Между тем, из неофициальных источников стало известно, что, помимо шести солдат, "спрятанных" в Биргильдах, несколько военнослужащих с похожими историями в настоящий момент дожидаются окончания учений "Центр-2011" в другом аналогичном учреждении Челябинской области.

Помощник прокурора Центрального военного округа Сергей Богомолов сообщил, что в тот же день, когда его ведомство получило информацию от правозащитников, на место событий выехали сотрудники прокуратуры. Ведется следствие как по факту помещения солдат в гражданскую психоневрологическую больницу, так и по каждому случаю дедовщины. Контроль над этим делом лично осуществляет военный прокурор округа Евгений Иванов. Между тем, Алексей Севастьянов подчеркнул: несмотря на откровенно плохие бытовые условия больницы, солдаты чувствуют себя в ее стенах гораздо комфортнее, чем в чебаркульских казармах.