Почитатель веры

Премьер-министр Монголии всколыхнул буддистский мир: Сухбаатарын Батболд приехал в Иволгинский дацан и и прикрепил на грудь нетленного ламы Пандито Хамбо Ламы Итигэлова орден «Драгоценный очир» первой степени. Остальной мир не обратил на это событие большого внимания, хотя, думаю, следовало бы: все-таки не каждый день 159-тилетнего человека удостаивают награды, которая ему присуждена 98 лет назад и которая была утеряна в годы советской власти. О жизни до 1927 года этого буддистского иерарха и его чудесном возвращении в 2002 году я как-то рассказывала в своем блоге.

Председатель монгольского правительства специально приехал в Иволгинский дацан, чтобы поклониться нетленному телу Пандито Хамбо Ламы Итигэлова. Монгольский орден награду Итигэлов получил, согласно архивным данным, в 1913 году за вклад в становление независимости этой страны. Я уже писала о том, что в 1911 году Монголия освободилась от власти маньчжурского Китая, а в 1913 году, когда глава буддистов России прибыл в Санкт-Петербург на празднование 300-летия Дома Романовых, вместе с ним отправились и руководители новой Монголии. Итигэлов представил их российскому императору на приеме. В результате этих переговоров был заключен русско-монгольский договор, признающий независимость нового государства. В советские годы награда, признающая заслуги бурятского ламы, была утрачена, но нынешние власти Монголии восстановили орден по старым эскизам. Кстати, в 1913 году монголы не только наградили Итигэлова этим орденом, но и присвоили ему титул «Почитатель Веры».

Заслуги Хамбо Ламы Итигэлова ценили и в России. Начиная с 1904 года, когда Итигэлов был еще настоятелем Янгажинского дацана, и затем до его ухода с поста главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья в 1917 году, «за верноподданичество, отличную усердную службу и заслуги перед отечеством» XII Хамбо Лама Даша Доржо Итигэлов был награжден шейной и нагрудной медалями, Орденом Святого Станислава III степени, а затем и орденом Святого Станислава II степени, орденом Святой Анны II степени и медалью.

Поскольку наука бессильна в объяснении того, что происходит с телом двенадцатого главы буддистов России (Итигэлов возглавлял Сангху с 1911 по 1917 год), ученые предложили называть его нынешнее состояние «феноменом Итигэлова». Бурятские ламы утвердили словосочетание «Эрдэни Мунхэ Бэе» («драгоценное неиссякаемое тело»), а в народе закрепилось более простое понятие – буддистское чудо. За девять лет, в течение которых Итигэлов снова находится с нами, мало кто из российских политиков не побывал у него (мне известен, правда, один – лидер крупнейшей российской партии). На встречи с Итигэловым в Бурятию стали регулярно отправляться послы разных стран. По себе знаю: когда идешь на встречу с Хамбо Ламой Итигэловым, думаешь, что, раз он такой необыкновенный, наверное, может исполнить любую просьбу. Но когда ты находишься напротив него во дворце, специально отстроенном для Хамбо Ламы Итигэлова на территории Иволгинского дацана, или же стоишь в потоке верующих в дни поклонений Итигэлову в Согчен дугане, многие мысли отлетают прочь, концентрируешься только на главном. Когда-нибудь, когда моя личная мечта сбудется, я обязательно об этом расскажу. Сейчас же я вижу и чувствую, как это очень непростое желание постепенно исполняется.