Еврозона: мели и рифы антикризисной программы

Министры финансов стран Европейского союза на прошедшей в 16-17 сентября очередной встрече вновь обсуждали будущие антикризисные меры, о которых они спорили уже не раз, а некоторые – даже одобрили.

Нынешняя встреча министров финансов стран Европейского союза стала первой такого уровня в ЕС после внеочередного саммита 21 июля. На нем, в частности, была предварительно одобрена новая, уже вторая, программа помощи Греции – на 109 млрд евро, а также – значительное расширение полномочий действующего в Европе антикризисного фонда и ряд мер по укреплению европейской банковской системы.

Однако практически любые действия стран ЕС в рамках общей антикризисной программы требуют одобрения их национальных парламентов. Рассмотрение этих планов законодателями планируется на ближайшие месяцы, а сами они отнюдь не поддерживают их безоговорочно.

Более того, появляются новые требования даже к предварительно одобренным мерам.

ЗАЛОГ ДЛЯ ФИНЛЯНДИИ

Например, Финляндия потребовала от Греции залог под свою часть общей финансовой помощи, который может стать страховкой в случае дефолта Греции. И на нынешней встрече министров финансов ЕС вновь подтвердила свое требование.

В принципе такой залог может быть предоставлен не только в виде денег, но и, например, в форме некой государственной собственности – от недвижимости до акций госкомпаний. Хотя сама Греция категорически отвергает вовлечение в любые расчеты, например, островов в Эгейском море и тем более – объектов исторического наследия. Да и многие госкомпании она вынуждена будет приватизировать уже в ближайшие годы, чтобы платить по предоставляемым ей кредитам.

Теоретически, можно, конечно, использовать в качестве гарантий под кредиты чуть ли не всё государственное имущество Греции, отмечает аналитик банка Unicredit в Мюнхене Александр Кох. Но проблема в том, что сегодня Греции, переживающей глубокий финансовый кризис, придется закладывать или продавать свое имущество не по адекватным, а по бросовым ценам. "И возникает вопрос, – продолжает Кох, – может быть, повременить с греческой приватизацией и дождаться, когда ситуация немного улучшится? Но, как бы то ни было, сегодня получение от Греции залога под предоставляемые ей же антикризисные кредиты, на мой взгляд, просто противоречило бы здравому смыслу".

Пока складывается патовая ситуация. С одной стороны, двустороннее соглашение Финляндии и Греции о денежном залоге, чтобы вступить в силу, должно получить одобрение остальных стран Евросоюза. А с другой стороны, Финляндия настаивает, что без такого залога она не готова участвовать в общей программе помощи Греции. По словам участников нынешней встречи министров финансов ЕС, некое решение проблемы, вроде, найдено, однако, ввиду технической сложности, его вряд ли можно будет представить ранее следующей министерской встречи – в начале октября.

НАЛОГ НА ТРАНСАКЦИИ

Еще больше споров внутри Европейского союза вызывает недавнее предложение двух крупнейших его участников – Германии и Франции – ввести специальный налог на некоторые виды финансовых операций. В начале марта 2011 года Европейский парламент даже принял специальную резолюцию в поддержку этой идеи, предложив, как вариант, установить ставку такого налога на уровне 0,05% от суммы тех или иных сделок, хотя их перечень и до сих пор не определен.

Само по себе введение такого налога не представляет большой сложности, полагает президент Баварского финансового центра профессор Вольфганг Герке. Однако эффект от применения любых налогов, касающихся международных финансовых трансакций, по его словам, весьма сомнителен: здесь уловок – более чем достаточно.

Например, зачем, будучи в Германии, проводить некие финансовые трансакции именно через Франкфурт? С помощью компьютера сделку можно провести и через Лондон, и через любую финансовую компанию на Wall Street в Нью-Йорке. "В современном глобальном бизнесе вводить подобный налог только в Европе или в какой-то отдельной стране – бессмысленно, – продолжает профессор Герке. – В считанные секунды финансовые площадки сменят свой адрес. Другое дело, если, например, такие меры примут хотя бы все страны G20. Тогда еще можно будет рассчитывать на какой-то эффект".

Пока против самой идеи подобного налога выступают сразу несколько стран G20. А министр финансов Великобритании Джордж Осборн еще в сентябре прошлого года заявил: налогу на финансовые операции, идея которого обсуждается в мире уже не первое десятилетие, предстоят десятилетия новых обсуждений.

СТРЕСС-ТЕСТЫ БАНКОВ ЕС

Министры финансов стран ЕС вновь говорили и о необходимости укрепления позиций европейских банков. Им, в частности, еще до конца года будет предоставлена масштабная помощь сразу пятью ведущими центральными банками мира – США, Европейского союза, Японии, Великобритании и Швейцарии, чтобы предотвратить нехватку у банков ЕС долларовой ликвидности для проведения текущих операций. Об этом было объявлено на прошлой неделе.

Вспомнив результаты недавних стресс-тестов европейских банков, представленных в конце июля, министры финансов стран ЕС решили теперь их ужесточить. Стресс-тесты 2011 года, как и прошлогодние, вызвали мощную волну критики – например, за то, что в перечень их условий не была включена теоретическая возможность дефолта Греции, хотя финансовые рынки уже тогда оценивали его вероятность в 70% и более.

То, как проводились эти стресс-тесты, наглядно демонстрирует, что даже Комитет банковского регулирования Европейского союза связан определенными политическими обязательствами, отмечает заведующий кафедрой банковского менеджмента Хохенхаймского университета в Германии профессор Ханс-Петер Бургхоф. Он уверен, что такие тесты должны отражать предполагаемую реакцию банков не просто на возможное ухудшение общей ситуации в экономике, а на наихудшие для нее условия.

"Безусловно, вероятность дефолта той или иной страны, если она существует, должна быть неотъемлемой частью условий тестов банков, – говорит профессор Бургхоф. – Но именно опасения, как бы не накликать беду, и стало причиной того, что дефолт Греции, пусть как и теоретически возможный, среди условий стресс-тестов европейских банков в 2011 году даже не упоминался".

НОВЫЕ КРЕДИТЫ ДЛЯ ГРЕЦИИ

От дефолта (по крайней мере, до конца 2011 года), Грецию призван защитить очередной транш финансовой помощи – на 8 млрд евро – со стороны Европейского союза и Международного валютного фонда. Однако деньги эти предоставляются лишь на заранее согласованных условиях, главное из которых – жесткие меры экономии государственных расходов, а также получения дополнительных доходов бюджета со стороны самого правительства Греции.

Его очередные переговоры с кредиторами, внезапно прерванные три недели назад, как раз сегодня, 19 сентября, возобновились. Итогом переговоров должно стать решение кредиторов, достаточно ли эффективными являются меры, принимаемые или планируемые властями Греции, чтобы снизить остроту долгового кризиса. От таких вердиктов, выносимых ежеквартально, и зависит предоставление новых траншей финансовой помощи стране.

Со своей стороны, министры финансов стран Европейского союза выразили надежду на то, что очередные антикризисные кредиты Греция сможет получить, как и предполагалось, не позднее середины октября.