Показом фильма "Убийство" из трилогии "И Европа будет потрясена" открылась программа актуального политического искусства "Аудитория Москва".
Это одна из программ Польского культурного председательства в Европе и Московской биеннале современного искусства. Фильм в жанре утопии рассказывает об убийстве политика, который призывал к переселению евреев в Польшу.
Славомир Щираковский – реальное лицо, лидер польского левого движения "Политическая критика", главный редактор одноименного журнала и неформальный лидер партии "Союз левых демократов", сыграл в фильме израильской художницы Яэль Бартаны самого себя и дал согласие на свое фиктивное убийство.
Согласно трилогии, Щираковский призывает израильских евреев вернуться в Польшу. Но и процесс возвращения, и пышные похороны героя выглядят как жестокая пародия на тоталитарный мир и стиль советских времен. Похороны происходят во Дворце культуры и науки, известной сталинской высотке в Варшаве. Юные партийцы носят красные галстуки и произносят пропагандистские речи, над толпой на траурном митинге возвышается бюст покойного, исполненный в духе монументальной пропаганды. Персонажи следуют логике тоталитарного насилия в условиях современной европейской демократии. Сторонники Щираковского риторически призывают евреев вернуться, а евреи отвечают им с большой степенью нигилизма, припоминая полякам Варшавское гетто и антисемитизм времен Второй мировой войны.
Идея вины перед евреями, которая активно обсуждается в польском обществе более 10 лет, после публикации книги историка Яна Гросса "Соседи", предстает в работе израильской художницы в абсолютно пародийном виде. Тем любопытнее, что именно эта работа была представлена Польшей на последней Венецианской биеннале современного искусства как ведущая, смыслообразующая. С комментариями после просмотра фильма выступила Галит Эйлат, сокуратор польского павильона на Венецианской биеннале и соавтор трилогии "И Европа содрогнется". Она начала с того, что фильм поддерживали и в нем снимались участники нового художественно-политического движения за возвращение евреев в Восточную Европу:
– Существует движение и его манифест, и эти люди несколько лет снимались в трилогии. Там вообще снимались реальные люди. Есть, например, известный журналист Ярон Лондон – политический телеаналитик. Так вот, он читает текст, который сам написал. Все герои фильма произносят то, что сами написали, или рассказывают о своей судьбе. Еще одно замечание: вы знаете, что Польша сегодня государство этнически чистое. После Второй мировой войны и действий фашистов в Польше нет инородцев, а в фильме вы видите, что польский народ представлен разными этносами.
Щираковский действительно призывал евреев Израиля вернуться в Польшу. Поддерживающие его люди из группы "Политическая критика" играли в фильме полицейских, они снимались в масках. Вообще, в фильме много внутренних отсылок к истории Польши и Израиля. Например, мы, безусловно, имели в виду убийство Ицхака Рабина, политического реформатора, Убийство Щираковского происходит на выставке художника, повлиявшего на активистов "Политической критики" и чрезвычайно важного для современного искусства Израиля.
В какие-то последние дни съемок, когда мы собирались на площади, я открыла компьютер и увидела сообщение об убийстве нашего друга и коллеги Джулиана Маар-Хамиса. И вот тут мы все почувствовали связь реальности и искусства: мы снимали убийство, и оно произошло. Мать этого человека была еврейкой, отец – палестинец, а он был актером и режиссером, который поставил спектакль "Шахидка в стране чудес". Это была его последняя пьеса. Он работал с палестинскими детьми в лагере беженцев в Дженнине. Так что фильм, безусловно, связан с израильскими реалиями и более того, посвящен памяти Джулиана. Но убийство вождя движения в нашем фильме означает всего лишь убийство идеи, убийство метафоры и начало реального движения. К будущей Берлинской биеннале мы проведем настоящий конгресс движения за возвращение евреев в Восточную Европу
Что касается языка фильма, который зрители в России и Польше возводят к сталинской эстетике, надо сказать, мы пародируем, скорее, язык времени становления государства Израиль. Его же создавали, во многом под влиянием коммунистических идей, выходцы из Советского Союза и Польши в том числе. И это был еще язык моего детства: в Израиле были такие образцы пропаганды до 79 года, пока правительство не стало более либеральным, и тогда пришло время других имиджей и других языков, – заключает Галит Эйлат.
Фильм "Убийство" был представлен в историческом здании Белых палат XVII века, где будет проходить программа "Аудитория Москва".
Это одна из программ Польского культурного председательства в Европе и Московской биеннале современного искусства. Фильм в жанре утопии рассказывает об убийстве политика, который призывал к переселению евреев в Польшу.
Славомир Щираковский – реальное лицо, лидер польского левого движения "Политическая критика", главный редактор одноименного журнала и неформальный лидер партии "Союз левых демократов", сыграл в фильме израильской художницы Яэль Бартаны самого себя и дал согласие на свое фиктивное убийство.
Согласно трилогии, Щираковский призывает израильских евреев вернуться в Польшу. Но и процесс возвращения, и пышные похороны героя выглядят как жестокая пародия на тоталитарный мир и стиль советских времен. Похороны происходят во Дворце культуры и науки, известной сталинской высотке в Варшаве. Юные партийцы носят красные галстуки и произносят пропагандистские речи, над толпой на траурном митинге возвышается бюст покойного, исполненный в духе монументальной пропаганды. Персонажи следуют логике тоталитарного насилия в условиях современной европейской демократии. Сторонники Щираковского риторически призывают евреев вернуться, а евреи отвечают им с большой степенью нигилизма, припоминая полякам Варшавское гетто и антисемитизм времен Второй мировой войны.
Идея вины перед евреями, которая активно обсуждается в польском обществе более 10 лет, после публикации книги историка Яна Гросса "Соседи", предстает в работе израильской художницы в абсолютно пародийном виде. Тем любопытнее, что именно эта работа была представлена Польшей на последней Венецианской биеннале современного искусства как ведущая, смыслообразующая. С комментариями после просмотра фильма выступила Галит Эйлат, сокуратор польского павильона на Венецианской биеннале и соавтор трилогии "И Европа содрогнется". Она начала с того, что фильм поддерживали и в нем снимались участники нового художественно-политического движения за возвращение евреев в Восточную Европу:
– Существует движение и его манифест, и эти люди несколько лет снимались в трилогии. Там вообще снимались реальные люди. Есть, например, известный журналист Ярон Лондон – политический телеаналитик. Так вот, он читает текст, который сам написал. Все герои фильма произносят то, что сами написали, или рассказывают о своей судьбе. Еще одно замечание: вы знаете, что Польша сегодня государство этнически чистое. После Второй мировой войны и действий фашистов в Польше нет инородцев, а в фильме вы видите, что польский народ представлен разными этносами.
Щираковский действительно призывал евреев Израиля вернуться в Польшу. Поддерживающие его люди из группы "Политическая критика" играли в фильме полицейских, они снимались в масках. Вообще, в фильме много внутренних отсылок к истории Польши и Израиля. Например, мы, безусловно, имели в виду убийство Ицхака Рабина, политического реформатора, Убийство Щираковского происходит на выставке художника, повлиявшего на активистов "Политической критики" и чрезвычайно важного для современного искусства Израиля.
В какие-то последние дни съемок, когда мы собирались на площади, я открыла компьютер и увидела сообщение об убийстве нашего друга и коллеги Джулиана Маар-Хамиса. И вот тут мы все почувствовали связь реальности и искусства: мы снимали убийство, и оно произошло. Мать этого человека была еврейкой, отец – палестинец, а он был актером и режиссером, который поставил спектакль "Шахидка в стране чудес". Это была его последняя пьеса. Он работал с палестинскими детьми в лагере беженцев в Дженнине. Так что фильм, безусловно, связан с израильскими реалиями и более того, посвящен памяти Джулиана. Но убийство вождя движения в нашем фильме означает всего лишь убийство идеи, убийство метафоры и начало реального движения. К будущей Берлинской биеннале мы проведем настоящий конгресс движения за возвращение евреев в Восточную Европу
Что касается языка фильма, который зрители в России и Польше возводят к сталинской эстетике, надо сказать, мы пародируем, скорее, язык времени становления государства Израиль. Его же создавали, во многом под влиянием коммунистических идей, выходцы из Советского Союза и Польши в том числе. И это был еще язык моего детства: в Израиле были такие образцы пропаганды до 79 года, пока правительство не стало более либеральным, и тогда пришло время других имиджей и других языков, – заключает Галит Эйлат.
Фильм "Убийство" был представлен в историческом здании Белых палат XVII века, где будет проходить программа "Аудитория Москва".