Что произошло с российским послом в Сербии?

Александр Конузин

Ирина Лагунина: В прошлую пятницу газета «Известия» вышла с заголовком «В Белграде оскорбили российского посла». Заканчивается эта публикация так: «Судя по характеру инцидента на Белградском форуме безопасности и отсутствию реакции на случившееся со стороны МИД Сербии, союзнические отношения между Москвой и Белградом могут отойти в прошлое». Довольно сильное утверждение. Если открыть youtube и набрать фамилию российского посла в Белграде Конузин, то можно убедиться, что запись происшедшего посмотрели почти 83 тысячи человек. Рассказать о том, что произошло на Белградском форуме и как реагируют на это в Сербии я попросила нашего корреспондента в Белграде Айя Куге.

Айя Куге: 15 сентября. Белград. Дом войск. Первый Белградский форум по безопасности, в котором принимают участие около 300 специалистов - дипломатов, аналитиков, политиков и журналистов из 25 стран мира. После открытия форума президентом Сербии Борисом Тадичем, участники обсуждают тему, посвящённую глобальным вопросам безопасности. Вдруг из публики встаёт посол России в Сербии Александр Конузин. Он с гневом обращается то к залу, то к председателю форума, обвиняя сербских участников заседания в том, что они, якобы, не защищают интересы своей страны.

Александр Конузин: Я глубоко озадачен. В этот самый момент натовский КейФОР совместно с Эулексом собираются привести косовские албанские таможню и офицеров охраны границы – в нарушение мандата этих сил, в нарушение резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, в нарушение решения Совета Безопасности от ноября 2008 года… Ни одного вопроса от этой аудитории! В этом зале сербы есть? Неужели вас не беспокоит судьба ваших соотечественников? Ни одного вопроса! Через несколько часов Совет Безопасности ООН займется этой проблемой. Россия будет защищать ваши интересы вместе с вашим министром иностранных дел, в то время как государства-члены НАТО, государства-члены Европы будут выступать против ваших национальных интересов. Ни одного вопроса об этом! У меня складывается впечатление, что вас вообще не заботит, что происходит в данный момент в вашей стране.



Айя Куге: Представитель организатора форума, видный общественный деятель Соня Лихт позже выступила с заявлением и попыталась чуть смягчить скандал, который сербские средства информаций назвали «оскорблением политической элиты Сербии» и даже «грубым вмешательством во внутренние дела страны».

Соня Лихт: Президент Тадич много говорил о ситуации в Косове, направив тем самым своё послание по этому проблеме. Кстати, в первой части форума обсуждались вопросы, посвящённые России, но её посол не почувствовал тогда потребности принимать участие в этом разговоре. Очевидно, что его для выступления вдохновила другая тема – о глобальных вызовах безопасности. Это очень странно! Я хочу ещё раз подчеркнуть, что в той части заседания, в которой выступали министры иностранных дел Венгрии, Чехии, Болгарии и генеральный директор отдела комиссии по расширению ЕС господин Стефано Санино – все они, говоря о региональном сотрудничестве, обращались и к вопросу Косова, диалога между Приштиной и Белградом. Может быть, посол не обратил внимания на этот факт и поэтому выступил так странно?

Айя Куге: Из комментариев в белградской прессе можно сделать вывод, что сербы считают не столь оскорбительными слова уполномоченного посла России, сколько повышенный тон, стиль выступления, который в многом напоминает времена «холодной войны». Правда, многие сербы приветствовали «справедливый гнев» большого брата. Вот как иронично прокомментировал этот факт в своей статье главный редактор газеты “Данас” Зоран Панович.

Зоран Панович: Посол Конузин стал звездой Ю-туба и, я гарантирую, воодушевил, по меньшей мере, половину Сербии. Точнее: воодушевил тех, кого называют «патриотическая общественность» – эту аморфную, недостаточно представленную на партийной арене, разочарованную массу. Если вникнуть глубже, это воодушевление выступлением Конузина на самом деле показывает кризис лидерства в этой части сербской общественности. Про-русские чувства здесь лишь на втором месте. Если бы это было возможно, то Конузин бы был идеальным кандидатом «патриотического блока» на выборах в Сербии, на которых, я ручаюсь, в борьбе с Тадичем за президентский пост всё решалось бы с помощью фото-финиша. В то время, когда Сербии больше всего нужна рациональность, русский посол разжигает страсти, а такого, даже в том случае, если он на самом деле был раздражён упоминанием на конференции России в определённом контексте, друзья не делают.

Айя Куге: Гнев посла Конузина, похоже, был вызван тем, что один из участников форума утверждал, что Россия себя навязывает Балканам, руководствуясь исключительно собственными интересами.

Александр Конузин: Но все равно вы не можете игнорировать роль НАТО, роль Европы, роль России в ситуации с безопасностью в этом регионе. И вы знаете, то, что произойдет в Косово, будет иметь влияние на другие части этого региона. Ни одного вопроса! Вы сказали, что у России есть только свои интересы. А у кого нет? У вас нет? У Великобритании нет? У США нет? Скажите мне, какие интересы были у российских добровольцев в 90-е годы, когда они приезжали сюда без согласия своего правительства, чтобы сражаться вместе с вами, когда они погибали, когда их хоронили в вашей земле? Какие интересы были у них? У нас есть интересы. И интересы не только сегодняшнего дня. Мы инвестируем в вашу страну, несмотря на сопротивление некоторых сербов, которые предпочитают продавать активы кому-то другому, разрушать эти активы, ставить страну под иностранный контроль. У нас есть интерес, я признаю это, но мы полностью разделяем этот интерес с вами. Вы так же заинтересованы в сотрудничестве с Россией, как Россия.

Айя Куге: Вот что пишет по этому поводу аналитик Елена Милич в газете “Блиц”.

Елена Милич: Конузин дал нам щелчок по носу за то, что мы не благодарны русским добровольцам в войнах 90-х годов, которые приезжали к нам, чтобы, якобы, помочь. Для меня это была самая важная часть его выступления, которую наши средства информации забыли упомянуть. Извините, но помощь убийц, которые с окрестных гор стреляли по детям в осаждённом Сараево, - это никакая не помощь!

Айя Куге: А редактор внешнеполитического отдела ведущей в Сербии газеты “Политика” Бошко Якшич и вовсе считает, что Александр Конузин не случайно пошёл на дипломатический скандал – его намерение, по мнению автора, вновь расколоть сербов на «патриотов» и «предателей» и подчинить Сербию экономически России.

Бошко Якшич: Это совсем не случайность. Посол знает, что он делает – он будит «патриотическую Сербию», уверенный, что в противном случае Запад её усыпит и поведёт неверным путём. Он поучает, что нам будет лучше с Россией, чем с Евросоюзом и/или с НАТО. Похоже, что посланник Кремля вышел за рамки официальной позиции Москвы по поводу косовской проблемы. Если я правильно помню, было время, когда Владимир Путин с остротой, подходящей батюшке, но не одному из сотни государственных служащих на посту посла мира, заявил, что русские «не намерены быть больше сербами, чем сами сербы» – то есть, о чём бы ни договорилась Сербия по Косово, Россия её поддержит. Однако его превосходительство нарушил такую позицию. Конузин в своей сербской «отеческой беседе» ясно показал намерение быть больше сербом, чем сами сербы, и вернуть сербов, заблудших в идеях Запада Европы, на восточный путь панславизма и сладкого православия – с добавлением экономического господства России. Это та часть его глубокого разочарования, но без выражения эмоций, когда он говорит, что Сербия готова продать промышленные объекты кому угодно, только бы не русским, даже когда отдают себя отчёт в том, что так они развалятся.

Айя Куге: Те, кто недолюбливает посла России Александра Конузина, называют его губернатором. Из-за его надменного поведения и ещё из-за того, что он охотно появляется на торжествах и собраниях ультранационалистической Сербской радикальной партии, лидеры которой как-то заявили, что лучше Сербии стать русской губернией, чем членом Европейского союза. Конузин летом, как пишет белградская пресса, уже дал пощёчину сербской политической элите, когда пригласил на приём в честь государственного праздника России поп-певицу Светлану Ражнатович - вдову командира прославившихся своей жестокостью во время войн 90-х военизированных отрядов «Тигры» Желько Аркана. Светлана Ражнатович (сценическое имя Цеца) именно в те дни была приговорена к домашнему аресту на год за крупные финансовые махинации. Ее вместе с сестрой обязали вернуть в государственную казну миллион евро.
Вернёмся, однако, к завершению истории с российским послом в зале белградской конференции. После 15 минут его не запланированной в повестке дня речи председательствующий пытался его прервать, но господин Конузин остановился лишь после того, когда на свой вопрос к публике, может ли он продолжить, получил ясный ответ: «Нет!».

Модератор: Спасибо, господин посол.

Александр Конузин: Я еще не закончил, если позволите. У меня еще есть время?

Зал: НЕТ

Модератор: Вы говорили дольше, чем остальные выступавшие.

Александр Конузин: Потому что вы много говорили о России. И я хочу принять участие в этой дискуссии.

Модератор: Вам микрофон.

Александр Конузин: Вы не обсуждали Сербию, вы обсуждали Россию.

Модератор: Тема конференции – угрозы глобальной безопасности.

Александр Конузин: И вы обсуждали Россию. У Сербии есть интерес в глобальной безопасности или нет – это просто небольшая страна без глобальных интересов? Кем вы хотите быть – субъектом международных отношений? Или просто объектом?

Модератор: Господин посол, думаю, мы доказываем этой конференцией, что мы небольшая страна, у которой есть чувство достоинства, у которой есть независимость и собственная история в отношениях с многими странами…

Александр Конузин: (перебивает): И Россия – одна из немногих стран, которая поддерживает вашу позицию, даже на уровне глобальной безопасности и на месте.

Модератор: Без поддержки Европейского Союза, который, как вы знаете, вложил миллионы в нашу систему электричества, в систему водоснабжения. Мы торгуем со всеми этими странами. Мы – открытая страна, которая…

Александр Конузин: (перебивает): Я могу продолжить?

Модератор: Вы можете продолжать, но, пожалуйста,…

Александр Конузин: (перебивает): Вы согласны с тем, чтобы я продолжил? Пожалуйста, я могу продолжить. А?

Зал: НЕТ

Александр Конузин: Спасибо.

Айя Куге: Услышав «нет» из зала, Александр Конузин демонстративно покинул зал.
В течение нескольких дней средства информации Сербии пытались добиться ответа на вопрос, что предпримет официальный Белград по поводу посла России – выдворит ли его? Или, может быть, Конузина отзовет Москва? Но Белград и Москва молчат - как будто ничего не произошло. Бывший посол Сербии в Берлине Огньен Прибичевич заявил для белградского радио Б-92: правительство Сербии не в состоянии соответствующим образом ответить на тяжёлое оскорбление посла России.

Огньен Прибичевич: Посол в каждой стране должен выступать с тактом и вниманием, чтобы не обидеть ни хозяев, ни их гостей. Такое поведение никак не подходит дипломату любого ранга, и уж тем более послу! Позиция посла такова, что страна-хозяин принимает его с высочайшей степенью уважения, и именно поэтому он должен вести себя прилично даже тогда, когда ему что-то не нравится.
Мы, как страна, терпим много такого, что другие государства, имеющие ясную стратегию своих желаний и возможностей, не терпели бы. Ведь Сербия не только сегодня, Сербия уже десятилетиями находится в сложной ситуации: распятая между Западом и Востоком она никак не в состоянии определиться, куда ей двигаться. А на поведение посла реагировать она не будет потому, что для неё слишком важна позиция России по вопросу Косова.

Айя Куге: Как бы то ни было, общее настроение сейчас таково, что, похоже, выступление посла Конузина явно не поможет движению Сербии на Восток. Скорее, оно станет аргументом для тех, кто выбрал для своей страны западный курс. Впрочем, российская газета «Известия» под заголовком «В Белграде оскорбили российского посла» комментирует происшедшее так: «Крупный дипломатический инцидент, чреватый серьезными последствиями для российско-сербских отношений, произошел в четверг в Белграде. На политическом форуме в присутствии президента Сербии Бориса Тадича посла России Александра Конузина в оскорбительной форме прервали посреди выступления, в результате чего дипломат вынужден был покинуть собрание».