Запах крови

Социальное восстание. Неизбежное кровопролитие. Массовые бунты. Не припомню, когда прежде в Украине столь бурно и безапелляционно обсуждался вариант возможного кровавого развития событий. То, что власть не пользуется поддержкой украинцев, даже не требует ссылок на опросы социологов.

Протест «афганцев», штурм здания украинского парламента заставил одну из украинских газет выйти под заголовком «Милиция не спасет». Большинство журналистов, политологов, социологов говорят о революционном сценарии как о чем-то само собой разумеющемся.
Чем являются такие прогнозы? Имеют ли под собой основания? Являются попыткой наблюдателей напугать власть, призвать ее, таким образом, к здравому смыслу. Справедливо, думаю, и первое, и второе.

То, что градус настроений украинского общества давно достиг точки кипения, - факт. Вначале людей «развели» обещаниями посткоммунистического счастья: вот, мол, покончим с советским гнетом – и заживем по-новому, по-рыночному. Зажили. Но лишь та часть, которая неплохо себя чувствовала и при гнете. Прошло время, народ доверился новым борцам. Оранжевым. Но разуверились. Захотелось сильную руку, надоели унизительные интриги Ющенко-Тимошенко. И вот, пожалуйста: за ваш голос – любой каприз. Сильная рука – Виктор Янукович.

На памяти украинского народа – четыре президента. От каждого – десятки обещаний. Обещания совершенствовались, а условия жизни не очень. Лишь у небольшой горстки. Воплощалась в жизнь известная формула, о которой часто вспоминают простые украинцы: одним позволено жить, другим выживать. Последние – в большинстве.

Может быть, народ и дальше наблюдал бы. Молчал. Но даже самому терпеливому терпению приходит конец. Народ осерчал. Обозлился. Все, что украинцев сдерживает от более решительных шагов - неверие даже в свой гнев, в любую справедливость и страх.

История с бизнесменом Денисом Олейниковым, компания которого изготовила известные в Украине каждому футболки со словами «Спасибо жителям Донбасса \ За президента-…», наверное, дошла и до России. Денис пообещал бороться с режимом. Объявил о турне по Украине под девизом «Не бойся». Но вскоре покинул Украину: страх за семью, страх за себя. За это нельзя осуждать.

Украинская действительность такова, что встреч с представителями правоохранительных органов лучше избегать. Все, чего удалось достичь Виктору Януковичу – вселить во многих украинцев чувство страха. Наверное, самое сильное чувство за все годы независимости.

Но боятся не все. Прошедшая неделя тому доказательство. Украинские народные избранники нервно прятали депутатские значки, увидев разъяренных ветеранов-«афганцев» у стен Верховной Рады. Министр образования Дмитрий Табачник получил букетом по лицу от первокурсницы.

Я противник любой жестокости. Но и осуждать людей, движимых отчаянием в данной ситуации, не стал бы. Да, насилие – ошибка. Но ошибка, которую спровоцировала другая ошибка – хроническая слепота и глухота власти по отношению к народу.

Жестокость – худший из выборов. Но если она применяется в целях самозащиты? В Украине это именно тот случай.