Экс-премьер Михаил Касьянов – о вице-премьере Алексее Кудрине

Дмитрий Медведев и Алексей Кудрин, 2008 год

24 сентября на съезде партии "Единая Россия" премьер-министр Владимир Путин принял выдвинутое Дмитрием Медведевым предложение баллотироваться в 2012 году в президенты России. Действующий глава государства заявил, что в случае победы Путина на выборах, готов возглавить российское правительство.

В свою очередь, вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин заявил что не останется в правительстве, если его возглавит Дмитрий Медведев. Ситуацию в интервью РС прокомментировал бывший премьер-министр России, сопредседатель оппозиционной "Партии народной свободы" Михаил Касьянов:

– Алексей Кудрин, находясь в Вашингтоне, узнав о том, что происходит в Москве, безусловно, пытается отреагировать на эту ситуацию. Он уже 11 лет министр финансов. Он устал им быть. Он хотел или уйти, или получить новую работу, продвижение по службе. И, естественно, он хочет быть премьер-министром. Думаю, что это был бы для Путина неплохой вариант. Но этого не случилось. Поэтому Кудрин своим заявлением о том, что он не хочет работать с Медведевым, фактически расширяет и фиксирует перед Путиным свои условия дальнейшей работы. А именно – не подчиняться де-факто Медведеву, который для него не является никаким авторитетом. Хотя другой вариант – я думаю, что он мог бы уйти в сторону, возглавить Центральный банк, формально достаточно независимую организацию. Поэтому думаю, глядя на то, что будет происходить в следующем году в финансово-бюджетной сфере, будет ясно, хочет больших полномочий Кудрин, или хочет уйти от этого.

– Как вы оцениваете экономические перспективы России, если Путин - президент, а Медведев – премьер-министр?

– В этой конструкции Россия столкнется как с внутренними, так и с внешними проблемами. Внешние факторы, – прежде всего, конечно, снижение цен на нефть, которое неизбежно, и все аналитики об этом говорят, спорят только, до какого уровня – до 80, 70 или до 60 долларов за баррель – упадет цена.

В такой ситуации, конечно, Россия встретит проблемы не очень подготовленной. Курс рубля будет снижаться, то есть мы будем иметь 40-45 рублей за один доллар США. Это означает, что в крупных городах, которые живут на импортном продовольствии и медикаментах, цены вырастут на 30%, и, конечно, доходы бюджета будут гораздо меньшими из-за меньшего притока валютной выручки. Денег на покрытие бюджета будет не хватать. Остатки резервного фонда, которые еще есть, будут израсходованы в течение полугода, и страна встанет перед дилеммой: что делать – сокращать расходы, осуществлять заимствования или что-то еще? Это будет серьезной угрозой уже через год.

Кудрин это прекрасно знает. Путин – догадывается, но не очень понимает. Медведев этого ничего не понимает. Сегодня Кудрин начинает уже готовить себя и свою профессиональную репутацию к будущим рискам.

– Способен ли Кудрин из экономической фигуры вырасти в политическую?

– Он в принципе к этому готов… Политическую – чтобы получить некий политический рычаг давления на ситуацию и для защиты своих собственных позиций, вот не более того. Не движителем какой-то новой глобальной политики.

– В рядах ПАРНАСа вы его, конечно, не видите?

– Думаю, что нет (смеется).

– А что это за инициатива Путина – списание гражданам около 30 миллиардов рублей ошибочно начисленных долгов по налогам? Эту фразу он произнес сразу после того, как заявил, что хочет баллотироваться в президенты.

– Да, Путин занимается неким популизмом. Он знает, что эта тема существует в рядах граждан. Существует небольшое количество граждан, особенно в крупных городах, – это люди, которые брали ипотечные кредиты, которые сегодня, после кризиса, не в состоянии выплачивать долги в свои сроки. Поэтому я думаю, что речь идет о пролонгации этих кредитов, что по факту означает некое списание долга. Раз ты растягиваешь выплату по долгу, это означает, что ты их не получишь завтра, означает, что доходы твои уменьшаются. Я думаю, что это так.

– Не является ли это подкупом избирателей?

– Абсолютно! Обычные предвыборные обещания и решения.

– Появится ли какая-то "фронда" в окружении Путина?

– Ну, не появится "фронда", но недовольство уже сегодня существует – и не только в окружении, оно существует и среди чиновников среднего масштаба, и в генеральской среде. Оно даже не связано с тем, что они как бы не видят своей защищенности в будущем и понимают, что система закручивается в другую сторону, что нет никакого пути к их развитию. Решение, которое было объявлено, фактически лишило надежд многих этих чиновников, что будет какая-то либерализация (скажем так не их словами), расслабление, появится здравый смысл в дальнейшей политике. И многие еще на это надеялись… Я-то всегда говорил, что надеяться не надо – Путин однозначно будет президентом, но многие надеялись, что вдруг не будет, и что ситуация будет меняться. Поэтому, конечно, у людей есть некоторое разочарование. Все время, оставшееся до президентских выборов, они уже проскочили – за один день.

Поэтому "фронда" будет формироваться в следующем году, когда люди поймут, что все решения приняты. Тот средний класс, кто побогаче, кто думал уехать из страны, начнут уезжать более массово. И так уже массовый отток идет. А люди в регионах, конечно, будут с напряжением ждать развития ситуации.

А ситуация будет ухудшаться, поскольку никаких путей для улучшения нет, система замкнулась, и фактически Путин внес ясность и предопределил развитие ситуации по сценарию, близкому к Мубараку, что по такой линии России и пойдет, и это будет скорее, чем можно было предположить. Я думаю, что созревание ситуации будет происходить в течение 3-4 лет. До следующих выборов Россия в таком виде не доживет.