Вкус народной свободы

На выходных мы с коллегой вели прямую видеотрансляцию со съезда Партии народной свободы. На нем переизбрали руководство партии – поста сопредседателя лишился Владимир Милов – и приняли решение портить бюллетени на выборах в Госдуму.

Это – информационный сюжет. С ним можно ознакомиться на сайте РС. А еще есть впечатления. И они плохие.

На съезд приехали более ста двадцати делегатов из сорока семи регионов. Очень многие из них так и выглядели – как люди из регионов, не удовлетворенные своей жизнью, усталые от своей усталости, привыкшие к дешевой обуви. Такую обувь вынуждены носить большинство людей в России.

Меньшинство же составляют те, кто, скажем, пьет минеральную воду Vittel. Эту очень вкусную воду производят на востоке Франции с добавлением множества минеральных солей и микроэлементов. В Москве пол-литровая бутылка стоит около ста рублей и продается в магазинах для безбедных людей.

На съезде ПАРНАСа, как и на партийной конференции в июле, на столе председательствующих стояли бутылки Vittel.

Приятно, конечно, пить Vittel и описывать российискую власть исключительно матом. Но профессиональный политик, выступающий за социальную справедливость, едва ли сделает это публично. Политику, как и актеру, нужны подходящие декорации, монологи и сценический инвентарь. Ведь ни один актер не стал бы играть Робин Гуда в рубашке Ralph Lauren, даже если привык ходить в ней в театр. Если, конечно, это не смешная постмодернистская пьеса. Но съезд ПАРНАСа проходил не в современном театре, оформленном изобретательным сценографом.

Он проходил в гостинице Измайлово. Где в местном буфете делегаты из регионов ели пончики с чаем, и поблизости не было видно ни Vittel, ни сопредседателей партии. Даже не знаю, где сопредседатели пили чай. Но точно не с людьми, которые помогали им создавать партию за пределами Москвы. Может быть, они вообще не испытывали жажды и голода. Может быть, они пили чай со своими охранниками, которых на съезде было не намного меньше, чем делегатов.

Эти маленькие бытовые помарки можно было бы игнорировать. Но Константин Мерзликин, секретарь федерального политсовета ПАРНАСа, давний соратник Михаила Касьянова, это сделать не позволил.

Он рассказывал о судебных тяжбах ПАРНАСа из-за отказа регистрировать партию. Один из делегатов спросил, возможно ли, что ПАРНАС получит материальную компенсацию от властей. Константин Мерзликин, в частности, ответил: "Материальная выгода для нас не важна, тем более за счет налогоплательщика – мы же не запросили 98 миллиардов", намекая, очевидно, на претензии акционеров ЮКОСа к Российской Федерации, предъявленные в Страсбурге.

Кто, значит, не рискует, тот пьет Vittel.