Виолончелист Борис Андрианов - о фестивале VIVACELLO и творческом методе Вангелиса

С 27 сентября по 1 октября в Москве пройдет Третий международный виолончельный фестиваль VIVACELLO. В нем принимают участие: Юрий Башмет, Александр Рудин, Клаудио Бооркес, Катя Сканави, Стивен Иссерлис, Московский камерный оркестр "Musica Viva" и Камерный ансамбль "Солисты Москвы".

Фестиваль открывается в концертном зале имени Чайковского мировой премьерой "Элегии" греческого композитора Вангелиса. Об этом - Борис Андрианов, виолончелист, лауреат многих международных конкурсов и руководитель фестиваля.

- Третий международный виолончельный фестиваль VIVACELLO открывается сочинением Вангелиса, который сперва назывался "Монолог для виолончели и стурнных", а тепрь у него - новое название "Элегия". Именно для вас и вашего фестиваля Вангелис написал эту музыку?

- Да, для меня это огромная радость и гордость, потому что это первое обращение Вангелиса к классической музыке. Вангелис - прекрасный мелодист. Это простая, незатейливая, красивая , медленная пьеса. Так писать, чтобы было просто и красиво, еще сложнее, чем сложную партитуру. Он - всемирно признанный мастер таких вещей. Думаю, что всем будет приятно послушать его произведение. Тем более, что этот концерт посвящен памяти Мстислава Ростроповича, и начать фестиваль "Элегией" в его честь будет правильно.

- Для того, чтобы чтобы Вангелис написал классическое сочинение, да еще отдал его российским музыкантам, нужно было что-то предпринимать. Как вы этого добились?

-Я приехал к нему в гости, мы приятно провели время, и я его очень легко уговорил. На самом деле, он сейчас пишет музыку не ради денег, а ради творчества, ищет новые пути - пишет скрипичный концерт для моего друга Юлиана Рахлина, а для меня написал эту "Элегию". Так что, на человеческих отношениях можно сделать очень много...

- Для какого состава написана "Элегия"?

- Виолончель в сопровождении струнного оркестра с небольшой медно-духовой группой. Вангелис любит писать для огромнейших оркестров, но здесь он, как мог, ужался, поэтому всего лишь четыре тромбона, две валторны, литавры, туба. Немного странный состав, конечно... Но вы знаете, что Вангелис не знает ни одной ноты, не знает нотной грамоты. Он пишет по наитию, и у него есть помщница Ирина Карпухина, которая живет в Афинах. Видимо, она хорошо занималась в школе, потому что она феноменомально пишет диктанты. То есть Вангелис может наиграть все, что угодно, он просто садится и играет, а она все это моментально записывает на бумагу. И она его музыку перекладывает на ноты, а композитор Алексей Курбатов это все оркеструет.

- По плану фестиваль должен был заканчиваться исполнением другого сочинения Вангелиса, но этот концерт отменен. В нем должен был участовать Юлиан Рахлин. С ним что-то случилось?

- Нет, с ним все в порядке. Концерт отменен из-за организационных и финансовых проблем. Но мы премьерное исполнение "Диалога для скрипки и виолончели с оркестром" Вангелиса перенесем на 2012 год и сыграем его прямо перед концом света.

- Фестиваль стал короче - он закроется 1 октября вечером, посвященным Луиджи Боккерини; в программе - исполнение его сочинений. Кстати, в немецкой газете , в связи с вашим исполнением Боккерини, вас назвали "Молодым богом"...

- Ну, это давно было. Теперь я уже не такой молодой и, наверное, не бог. Тогда я учился в Германии у Давида Герингаса, и у нас была такая программа: в течение сезона мы делали три вечера, в каждом играли по четыре концерта Боккерини, таким образом, все двенадцать его концертов были исполнены ученикам Герингаса. И на фестивале сыграем четыре концерта Боккерини. Музыка Боккерини - легкая, веселая, незатейливая. Это в XVIII веке были что-то вроде поп-музыки. Но для того, чтобы она легко звучала, надо очень тяжело потрудиться.
Вообще, три из пяти концертов фестиваля посвящены трем великим виолончелистам - Луиджи Боккерини, Мстиславу Ростроповичу и Пабло Казальсу. Памяти Пабло Казальса будут играть Клаудио Бооркес (виолончелист из Испании) и пианистка Катя Сканави. Клаудио Бооркес - победитель первого конкурса Пабло Казальса, он целый год даже играл на его виолончели. И та программа, которую они будут играть, это ровно та программа, которую 50 лет назад Казальс играл в Белом Доме, на памятном концерте для президента Кеннеди.