Минск не пустил себя к "Восточному партнерству"

Белорусский флаг

В Варшаве открылся саммит "Восточного партнерства". Среди гостей форума – высокие представители стран Евросоюза, а также шестерки постсоветских государств, интегрированных в программу европейского добрососедства.

Второй по счету саммит "Восточного партнерства" проходит под председательством Хермана Ван Ромпея, президента Европейского совета. Среди участников – президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, верховный представитель ЕС Кэтрин Эштон, еврокомиссар по вопросам внешней политики и политики соседства Штефан Фюле, президент Европарламента Ежи Бузек. Страны, являющиеся ассоциированными членами "Восточного партнерства" – Армения, Азербайджан, Грузия и Украина – представлены на уровне президентов. Делегацию Молдавии возглавляет премьер-министр. И только Белоруссия послала на саммит… своего посла в Польше Виктора Гайсенка.

В Министерстве иностранных дел Польши до последнего момента не могли поверить, что соседнюю страну будет представлять даже не руководитель внешнеполитического ведомства, а не обладающий широкими полномочиями руководитель дипмисии. Глава польского МИДа Радослав Сикорский неучастие своего белорусского коллеги в саммите назвал "очередным шагом к изоляции Минска". Обсуждалась возможность того, чтобы вообще оставить Белоруссию без представительства на форуме.

Стоит напомнить, что после выборов президента Белоруссии в декабре прошлого года Евросоюз и США расширили политические санкции против чиновников, имевших отношение к фальсификациям итогов голосования, в том числе внеся в черный список заступившего на четвертый президентский срок Александра Лукашенко. Вместо "невъездного" Лукашенко от Белоруссии на саммит был приглашен министр иностранных дел Сергей Мартынов. Однако 28 сентября белорусский МИД сообщил, что делегацию возглавит посол Гайсенок. Представитель МИД Андрей Савиных также предупредил: белорусская сторона оставляет за собой право вообще отказаться от участия в саммите, если статус посла как главы белорусской делегации будет каким-либо образом ограничен:

– В настоящее время министр иностранных дел Сергей Мартынов находится в Нью-Йорке и участвует в общеполитической дискуссии Генеральной ассамблеи ООН. Республика Белоруссия имеет суверенное право самостоятельно определять формат участия в любых мероприятиях, что и было сделано. Кроме того, сегодня мы видим, что происходит определенная политизация, происходит отход от заявленных ранее принципов. Выдвигаются необоснованные требования и ставятся под сомнение универсальность реализации данной программы…

Однако стало известно, что участники "Восточного партнерства" в буквальном смысле собираются удерживать белорусского представителя на голодном пайке. Министр по европейским делам Польши Миколай Довгелевич рассказал, что Виктор Гайсенок не получил приглашения для участия в торжественном ужине на саммите, обратив внимание, что ужин организуется для глав государств и правительств.

В то же время польский министр высказал убеждение, что присутствие белорусской делегации даже в таком урезанном формате позволит донести до официальных властей Белоруссии информацию о том, что страна может потерять и что получить в случае полноценного участия в программе "Восточного партнерства".

С куда более широким размахом встречают в Варшаве представителей белорусской оппозиции. Запланированы встречи оппонентов Лукашенко на самом высоком уровне. В том числе – с Федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель.

На саммите белорусский вопрос будет обсуждаться отдельно. Среди основных требований к властям Белоруссии – освобождение и реабилитация всех политзаключенных. И хотя в последнее время некоторые осужденные за участие в митинге оппозиции 19 декабря 2010 года вышли на свободу, за решеткой остаются многие оппозиционеры, включая трех бывших кандидатов в президенты. Кроме того, отдельным оппозиционерам может стоить свободы сам факт участия в саммите "Восточного партнерства". Прежде всего, это касается лидера кампании "Говори правду!" Владимира Некляева.

28 сентября в квартиру экс-кандидата в президенты пришли сотрудники милиции. Они вручили супруге политика Ольге повестку для Некляева с требованием явиться 29 сентября в 12:00 в управление внутренних дел Ленинского района Минска. Политика, правда, в это время в Белоруссии уже не было. Напомним, что 20 мая суд Фрунзенского района Минска приговорил Владимира Некляева к двум годам лишения свободы с отсрочкой приговора на два года. Как говорит Ольга Некляева, фактически все это время муж обязан быть под колпаком спецслужб:

– Это очень трудное испытание. К примеру, ему нужно каждый понедельник отмечаться в милиции. В восемь часов вечера он уже должен быть дома. Участковый это, кстати, проверяет регулярно; приходят к нам и в девять, и в половине одиннадцатого – когда как. Вчера с повесткой они пришли в 20:40…

9 сентября суд еще более ужесточил для Владимира Некляева условия отбывания наказания. Кроме того, что политик обязан отмечаться в органах внутренних дел и постоянно находиться в собственной квартире с 20:00 до 06:00, он не имеет права покидать пределы Минска без разрешения милиции, а выезд за границу запрещен до окончания всего срока наказания. Также политику запрещено участвовать в массовых мероприятиях и выступать в качестве их организатора.

Находящийся сейчас в Варшаве Владимир Некляев так прокомментировал ситуацию:

– Мое мнение относительно всего происходящего таково: я не считаю, что что-то нарушил, потому что не считаю себя преступником, а вынесенный мне приговор – законным. Моим долгом как гражданина и политика было добиваться того, чтобы голос Белоруссии, голос белорусского народа был услышан на саммите "Восточного партнерства". С этой трибуны мы, белорусы, обращаемся к нашим братьям-европейцам. Если действующая власть не захотела воспользоваться предоставленным нам Европой шансом, то не нужно считать, что власть это и есть весь народ Белоруссии. Поэтому там сотни участников, сотни вопросов…

Белорусская оппозиция на мероприятия в рамках "Восточного партнерства" делегировала 10 человек. Кроме них, в Варшаву пригласили представителей гражданского общества, правозащитников, журналистов независимых изданий.