В конце ноября 2007 года, когда советский диссидент и российский правозащитник Владимир Буковский приезжал из Великобритании на родину по приглашению инициативной группы, выдвинувшей его в президенты страны, я была пресс-секретарем этого визита в Петербурге. В силу насыщенности программы мы с Владимиром Константиновичем несколько дней провели вместе, общались не только на политические темы, но и на личные. И вот однажды, коротая время перед радиоэфиром, Буковский вдруг сказал: «А вы знаете, ведь я познакомился с буддизмом, находясь в лагере. У нас там был буддистский кружок».
Владимир Константинович рассказал, что занятия вели последователи известного бурятского ламы, который тоже сидел и который свои знания передал ученикам, а те, в свою очередь, делились услышанным с вновь прибывшими заключенными. Имени ламы Буковский не мог вспомнить, и спросил, могу ли я назвать самых известных бурятских лам. Третьим из названных был Дандарон – тот самый, которого и имел в виду Буковский.
Интересны пути знакомства людей с буддизмом. Такая вот ниточка протянулась от крупного тибетолога, буддолога, буддистского деятеля послевоенного времени Бидии Дандарона к всемирно известному советскому «хулигану» – политическому заключенному Владимиру Буковскому. Кстати, Дандарон известен еще и тем, что первым обратил проповедь к европейцам - это случилось, когда он учился в довоенном Ленинграде. До этого Бидию Дандарона, признанного перерожденцем одного из больших тибетских лам, преследовали за распространение учения Будды на родине, в Бурятии, и он уехал подальше – в Ленинград, город, исторически связанный с российским буддизмом. Правда, от трагических событий в его жизни это Дандарона не спасло.
В межвоенный период, да и сразу после войны за распространение религиозных знаний можно было угодить за решетку с легкостью. Поэтому сейчас многие старые ламы с удивлением и умилением – дожили-таки! – взирают на то, что теперь само государство выделяет средства на обучение буддизму, причем не только в специализированных учебных заведениях, но и в обычных общеобразовательных школах. Так, книга «Мир Будды», например, подготовлена и издана на средства гранта, выделенного на осуществление социально значимых проектов в соответствии с распоряжением Президента РФ 300-рп от 08.05.2010 г. «Об обеспечении в 2010 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества». «Мир Будды» специально разработан для детей преподавателями Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» (находится в Иволгинском дацане).
Судя по всему, эта изданная на русском языке книга может использоваться для обучения детей по программе «Основы буддизма» или же как вспомогательный материал при выборе курса «Основы мировых религий» (более подробно об этом – здесь. Интересно, что после изучения каждой темы учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу, ответив на вопросы, а в конце книги приведен "Словарь по основам буддизма». Авторы иллюстраций «Мира Будды» - танкописцы, художники, получившие специальное образование и соответствующее благословение на написание буддистских икон, называемых «танка».
Интересно читать эту книгу и мне, взрослому человеку, ведь мое поколение мало что знало о буддизме, перебиваясь крохами знаний, полученных от старших. А здесь сведения структурированы и изложены вполне светским языком, что тоже немаловажно. Сразу отмечу, что книга не продается, поскольку выпущенные по гранту книги обычно рассчитаны на свободное распространение, поэтому если кто-то заинтересуется в таком учебнике, вам нужно обращаться непосредственно в Иволгинский дацан.
Владимир Константинович рассказал, что занятия вели последователи известного бурятского ламы, который тоже сидел и который свои знания передал ученикам, а те, в свою очередь, делились услышанным с вновь прибывшими заключенными. Имени ламы Буковский не мог вспомнить, и спросил, могу ли я назвать самых известных бурятских лам. Третьим из названных был Дандарон – тот самый, которого и имел в виду Буковский.
Интересны пути знакомства людей с буддизмом. Такая вот ниточка протянулась от крупного тибетолога, буддолога, буддистского деятеля послевоенного времени Бидии Дандарона к всемирно известному советскому «хулигану» – политическому заключенному Владимиру Буковскому. Кстати, Дандарон известен еще и тем, что первым обратил проповедь к европейцам - это случилось, когда он учился в довоенном Ленинграде. До этого Бидию Дандарона, признанного перерожденцем одного из больших тибетских лам, преследовали за распространение учения Будды на родине, в Бурятии, и он уехал подальше – в Ленинград, город, исторически связанный с российским буддизмом. Правда, от трагических событий в его жизни это Дандарона не спасло.
В межвоенный период, да и сразу после войны за распространение религиозных знаний можно было угодить за решетку с легкостью. Поэтому сейчас многие старые ламы с удивлением и умилением – дожили-таки! – взирают на то, что теперь само государство выделяет средства на обучение буддизму, причем не только в специализированных учебных заведениях, но и в обычных общеобразовательных школах. Так, книга «Мир Будды», например, подготовлена и издана на средства гранта, выделенного на осуществление социально значимых проектов в соответствии с распоряжением Президента РФ 300-рп от 08.05.2010 г. «Об обеспечении в 2010 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества». «Мир Будды» специально разработан для детей преподавателями Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» (находится в Иволгинском дацане).
Судя по всему, эта изданная на русском языке книга может использоваться для обучения детей по программе «Основы буддизма» или же как вспомогательный материал при выборе курса «Основы мировых религий» (более подробно об этом – здесь. Интересно, что после изучения каждой темы учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу, ответив на вопросы, а в конце книги приведен "Словарь по основам буддизма». Авторы иллюстраций «Мира Будды» - танкописцы, художники, получившие специальное образование и соответствующее благословение на написание буддистских икон, называемых «танка».
Интересно читать эту книгу и мне, взрослому человеку, ведь мое поколение мало что знало о буддизме, перебиваясь крохами знаний, полученных от старших. А здесь сведения структурированы и изложены вполне светским языком, что тоже немаловажно. Сразу отмечу, что книга не продается, поскольку выпущенные по гранту книги обычно рассчитаны на свободное распространение, поэтому если кто-то заинтересуется в таком учебнике, вам нужно обращаться непосредственно в Иволгинский дацан.