Владимир Кара-Мурза - о ситуации в Южной Осетии

Южная Осетия закрыла границы в преддверии президентских выборов

В "Гранях времени": журналист Олег Кусов и политик Петр Мамрадзе.
Стало известно, что власти Южной Осетии ограничили въезд в республику до окончания президентских выборов, назначенных на 13 ноября 2011 года. По информации правительства Южной Осетии, въезд ограничен как для граждан РФ, так и для граждан других государств, а также лиц без гражданства. Власти Южной Осетии объясняют такую меру необходимостью сохранения стабильности в республике в период президентских выборов, передает РБК.ру.


Владимир Кара-Мурза: Власти Южной Осетии ограничили въезд в республику до окончания президентских выборов, назначенных на 13 ноября. По информации правительства Южной Осетии, въезд ограничен как для граждан России, так и для граждан других государств, а также лиц без гражданства. 30 сентября Центризбирком отказал в регистрации одному из главных противников президента Эдуарда Кокойты на предстоящих 13 ноября выборах – тренеру российской сборной по вольной борьбе Дзамболату Тедееву. Сторонники Тедеева чуть было не взяли штурмом помещение Центризбиркома.
Проблемы возникли с местом жительства Тедеева: согласно принятому в 2011 году закону о цензе оседлости, кандидат в президенты должен как минимум 10 лет постоянно проживать на территории республики. Тедеев же последние годы много времени проводил на территории России.
После штурма здания ЦИК ОМОН окружил дом Тедеева и арестовал около 30 его сторонников. Сам Тедеев накануне отказался идти в генпрокуратуру на допрос и порвал принесенную ему повестку.
Эдуард Кокойты дважды занимал пост президента страны. Летом Верховный суд Южной Осетии отказал в проведении референдума о третьем сроке Кокойты. После этого вооруженные сторонники действующего президента ворвались в здание парламента республики. В дальнейшем, правда, южноосетинские власти говорили не о штурме парламента, а о разговоре на повышенных тонах. В итоге Кокойты пришлось все-таки отказаться от участия в выборах. В качестве его преемника сначала назывался генпрокурор республики Таймураз Хугаев, но потом партия Кокойты поддержала кандидатуру главы МЧС Южной Осетии Анатолия Бибилова, которого также называют креатурой Москвы.
О том, чем вызвана напряженность в Южной Осетии за месяц до президентских выборов, мы беседуем с журналистами Ириной Гордиенко, обозревателем "Новой газеты", Олегом Кусовым, редактором пражского бюро Радио Свобода и Петром Мамрадзе, депутатом грузинского парламента. Какова, по вашим наблюдениям, обстановка в Южной Осетии в ожидании выборов?

Ирина Гордиенко: Сейчас обстановку нельзя назвать простой, но в принципе это было предсказуемо еще за несколько месяцев, когда оппозиционеры жаловались, что их партии отказываются регистрировать. Когда я была там чуть больше месяца назад, мне рассказывали, что по их мнению отказы в регистрации партий абсолютно надуманные. Разумеется, это все оппозиционные партии, которые не представлены сейчас в
В Южной Осетии по самым лучшим подсчетам проживает 20-25 тысяч человек, большая часть югоосетин живет на территории Северной Осетии, например. Соответственно, югоосетинских паспортов они не имеют, имеют российское гражданство

парламенте Южной Осетии. И придираются к наличию сторонников. Оппозиционеры уже были уверены, что власти создадут все условия, чтобы оппозиционные партии и кандидаты не смогли выставлять свои кандидатуры на выборах. В связи с этим связано решение об ограничении въезда. Потому в Южной Осетии по самым лучшим подсчетам проживает 20-25 тысяч человек, большая часть югоосетин живет на территории Северной Осетии, например. Соответственно, югоосетинских паспортов они не имеют, имеют российское гражданство. И разумеется, это в основном там проживают люди, которые не разделяют политику нынешнего руководства Южной Осетии. Соответственно, легко предположить, что они захотят высказать свое волеизъявление на этих выборах и массово соберутся участвовать в голосовании. Поэтому такое решение было легко предсказуемо, что власти Южной Осетии именно так повлияют на ход выборов.

Владимир Кара-Мурза: Как по-вашему, поможет ли самоизоляция республики реализации операции "преемник"?

Олег Кусов: Операция "преемник" имела две части. Первая, о чем уже говорили, - это Хугаев, затем появился Бибилов. Она двухуровневая операция. По всей видимости, власти Южной Осетии все-таки согласились с кандидатурой Бибилова. Что касается изоляции. От кого изоляция – давайте разберемся. Дело в том, что жители Южной Осетии, которые живут и в Северной Осетии, да, они имеют паспорта российские и югоосетинские. С югоосетинскими паспортами они могут спокойно проехать в республику, как мне сегодня рассказывали. Не могут только граждане России. Это люди Тедеева, которые сейчас готовы оказать ему моральную и, я думаю, что и финансовую поддержку, это его коллеги по сборной России по вольной борьбе, дагестанские, североосетинские борцы. Мы помним, с кем Тедеев приезжал в Цхинвали на день рождения своего отца весной этого года – это были очень уважаемые, очень влиятельные люди Северной Осетии. Это вице-спикер парламента Станислав Кесаев, у которого нет паспорта гражданина Южной Осетии, это и очень видный предприниматель, бизнесмен и политик Хадарцев, у которого тоже, я думаю, нет такого паспорта. Это ряд других людей. От них прежде всего сегодня власти Южной Осетии отгораживаются, не от простых людей.
Что касается операции "преемник", то здесь, я думаю, она полностью в руках у команды Кокойты. Потому что у меня нет уверенности, что в Кремле, на самом верху очень сильно озабочены ситуацией в Южной Осетии, там своих проблем сейчас хватает. И поэтому есть какие-то люди в администрации президента России, которые курируют того или другого кандидата. Наблюдатели склоняются, что шансов у Бибилова больше, больше административного ресурса. Есть, конечно же, те силы в Москве, которые поддерживают Тедеева, иначе он не был бы таким радикальным, слишком рискованные действия его. Насколько они руководимы из одного центра – я не берусь судить. Скорее всего это какие-то отдельные политические группы в администрации президента, которые тянут каждый своего человека. Это не политики – это чиновники больше. Когда они разберутся между собой Кокойты, Тедеев, тогда уже, видимо, это решение принесут наверх.

Владимир Кара-Мурза: Каково отношение грузинского общества к предстоящим в Южной Осетии президентским выборам?

Петр Мамрадзе: Есть немало людей, которые понимают, что было совершено режимом Саакашвили за эти годы, не только в 2008 году в августе, когда была эта кровавая военно-политическая авантюра предпринята, осетинам пришлось героически сражаться, защищая свой город. Я тот человек, который в 92 году с осетинскими друзьями находился там, когда обстреливали Цхинвали, я работал в Комитете по правам человека. Потом был 2004 год, опять авантюра Саакашвили, потом 2008 год. Вот на этом фоне я бы от все5й души хотел бы пожелать, чтобы эти выборы способствовали стабилизации ситуации в Южной Осетии. Люди натерпелись – это не то слово, за все эти годы, и понятно – почему. Сам Эдуард Кокойты никогда не мешал налаживанию отношений между Южной Осетией и остальной Грузией. Но говорили о коррупции, говорили, что многое не делается, то, что требуется для населения. Я недавно по телевидению видел выступление Анкваба, я знаю, что это человек ответственный, воля абхазского населения была выражена, когда он был избран. Я бы хотел пожелать населению Южной Осетии, многие сейчас не проживают в Южной Осетии, и то, что осталось 25 тысяч человек – это проблема для свободных настоящих выборов. Тем не менее, будем надеяться, это очень важно, чтобы люди имели того человека, которого они хотят видеть и которому доверяют.

Владимир Кара-Мурза: Константин Затулин, член думского комитета по делам СНГ, директор Института стран СНГ, признает наличие проблем в ходе предвыборной кампании в Южной Осетии.

Константин Затулин: В Южной Осетии несколько напряженная ситуация в процессе избирательных действий в преддверии выборов президента республики Южная Осетия. Последние несколько лет периодически возникали проблемы, связанные с желанием известного в Южной Осетии российского борца Тедеева, возглавляющего в настоящее время сборную России по вольной борьбе, желание его видеть себя во главе республики. Господин Тедеев сопровождает свои попытки появиться на политической сцене Южной Осетии шумными пиар-акциями, всякого рода походами в Южную Осетию. Это и прежде вызывало напряжение, а сейчас инцидент у Центризбиркома и здания правительства, в ходе которого сторонники господина Тедеева начали бить стекла и прозвучали пусть холостые, но выстрелы, вот этот инцидент, видимо, переполнил чашу терпения и на время, оставшееся до выборов, ввели ограничения на пересечение границы Южной Осетии со стороны России. Со стороны Грузии, как мы понимаем, никто эту границу и не пересекает.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.