В "Гранях времени": украинские парламентарии Олесь Доний (Наша Украина) Валерий Коновалюк (Партия Регионов) и Сергей Соболев(БЮТ) и российский политолог Федор Шелов-Коведяев.
Печерский суд в Киеве во вторник, 11 октября, признал экс-премьера Украины Юлию Тимошенко виновной в превышении должностных полномочий при подписании газовых контрактов с Россией в 2009 году и приговорил ее к 7 годам лишения свободы. Суд также удовлетворил гражданский иск "Нафтогаза Украины" и принял решение взыскать с Тимошенко около 200 миллионов долларов в пользу компании. В Министерстве иностранных дел России считают, что обвинительный приговор Тимошенко имеет очевидный антироссийский подтекст.
Владимир Кара-Мурза: Печерский суд Киева приговорил экс-премьера Юлию Тимошенко к семи годам тюрьмы, признав ее виновной в превышении должностных полномочий при заключении газовых контрактов с Россией в 2009 году. В течение трех лет ей будет запрещено занимать государственные должности. Так же суд обязал Тимошенко выплатить компании "Нафтогаз" компенсацию в размере 187 миллионов долларов.
Вскоре после оглашения приговора Тимошенко украинский премьер-министр Николай Азаров пообещал в течение 10-15 дней достичь с Россией компромисса по пересмотру соглашений.
Российский премьер Владимир Путин "не очень понимает", за что Юлии Тимошенко дали семь лет тюрьмы. Об этом он заявил на встрече с журналистами в Пекине.
В последние недели американские и западноевропейские дипломаты предостерегали, что приговор Тимошенко к тюремному заключению сделает Януковича персоной нон грата в западных столицах и поставит под вопрос соглашение о свободе торговли и ассоциации между Украиной и ЕС.
Накануне на заседании министров иностранных дел ЕС был разработан перечень возможных мер в ответ на приговор Юлии Тимошенко. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон сказала, что любой вердикт по делу Тимошенко повлияет на отношения Украины и ЕС
Обвинительный приговор Юлии Тимошенко мы обсуждаем с украинским парламентариями и российским политиком Федором Шеловым-Коведяевым, бывшим первым заместителем министра иностранных дел Российской Федерации. Считаете ли вы приговор Юлии Тимошенко политическим?
Федор Шелов-Коведяев: Я думаю, что здесь не может быть разных мнений по этому поводу. Мне представляется, что политический момент в принятом решении, безусловно, присутствует, учитывая жесткие оппозиционные отношения между политической силой, которая Юлия Владимировна возглавляла и возглавляет, и той политической силой, которую представляет президент Украины. Их личные не очень спокойные отношения, всю атмосферу, которая была вокруг этого процесса и которая ей предшествовала. Во всяком случае, я думаю, тем, кто возьмется утверждать обратное, будет довольно трудно обосновать свою точку зрения. Мне бы хотелось сказать, что мне думается, что это довольно неудачная ситуация, поскольку все это связано с тем, что нынешнее правительство украинское претендует на пересмотр соглашений по поставкам газа и парадоксальным образом премьер Азаров сказал, что в течение 10-15 дней, то есть в течение того срока, который отводится для подачи апелляции, он надеется разрешить эту дилемму. То есть тем самым опять же дается политический сигнал, видимо, в адрес и Евросоюза, и в адрес Соединенных Штатов, и конечно, в сторону Москвы, что в том случае, если кто-то на нас надавит и мы пойдем на уступки украинской стороне или по своим собственным
соображениям пойдем на уступки украинской стороне, поскольку мы уже слышали, что Владимир Путин находится в некотором недоумении по поводу состоявшегося решения, то тогда может быть каким-то образом может быть пересмотрено в апелляционном суде то решение, которое сегодня вынес Печерский суд.
Мне представляется крайне неудачным так же и то, что вообще вокруг фигуры Юлии Тимошенко и газовой проблемы всегда существовали такие политические турбуленции. Мы помним, что против нее возбуждала уголовное дело и наша русская прокуратура, после определенных решений, которые состоялись в Киеве, вдруг оказалось, что прокуратура не имеет к ней претензий. Теперь, мне казалось, что если мы в каком-то смысле считали Юлию Владимировну человеком, которому придаем большое значение в украинской политике, то тоже могли бы занимать в этом вопросе более четкую позицию, тем не менее, мы вполне допустили до того, чтобы ситуация развивалась так, как она развивается. То есть здесь явно есть какие-то закулисные, и не хочется говорить, у меня нет сведений, некоторые закулисные и не очень славно пахнущие, я бы сказал, настроения и действия самых разных стороны.
Владимир Кара-Мурза: Как восприняли приговор Юлии Тимошенко ее единомышленники?
Сергей Соболев: Вы знаете, я думаю, что это был ожидаемый приговор. Поскольку ясно, что для Януковича месть – это главное. Меня приятно удивило другое. Я услышал ваш комментарий, но вы не согласитесь, наверное, с тем, что фактически Тимошенко смогла объединить всех лидеров мира, причем разных политических убеждений. А у Януковича остался один союзник – это штатный клоун Кремля господин Жириновский, единственный человек в мире, который поддержал Януковича. Вы посмотрите, если сегодня сделали заявление два лидера Соединенных Штатов Америки, представляющих Республиканскую и Демократическую партию, оба кандидаты в президенты в свое время, Либерман от демократов, Маккейн от республиканцев. Если заявления сделали идентичные Европа и Россия. Кто еще мог бы объединить? Если такие же заявления сделала российская оппозиция, аналогичные заявления Путина. Поэтому, я думаю, это феномен уникальный.
Все понимают, если весь мир платит по рыночным ценам за газ, почему Украина не должна платить по рыночным ценам, почему у нее должны быть какие-то преференции? Поэтому, я думаю, все чудесно понимают, что решения, которые принимались в январе 2009 года – это фактически решения, абсолютно экономически определенные были. Они были
решениями, когда мы точно так же, как за нефтепродукты должны платить по мировой цене, мы и за газ должны платить по мировой цене, тут не может быть никаких исключений. Поэтому, я думаю, что этот процесс расставит свои точки над i, я думаю, это будет не в Украине – это будет в Европейском суде в Страсбурге. Хотя сегодня Янукович испугался и пошел на попятную, он сразу сделал заявление недвузначное, что скорее всего изменят уголовно-процессуальный кодекс, и апелляция изменит решение. Хотя, я думаю, что Януковичу ничего не поможет. Он попадает в полную прострацию фактически, его политика не поддерживается никем в мире. И это, к сожалению, приводит Украину в аналог белоруской политики белорусского президента Лукашенко. Поэтому у Януковича участь уже известна.
Владимир Кара-Мурза: У нас на прямой телефонной связи Валерий Коновалюк, зам руководителя Партии регионов в Верховной раде Украины. Как по-вашему, можно ли считать приговор Юлии Тимошенко окончательным, учитывая единодушное возмущение мирового сообщества?
Валерий Коновалюк: Вы знаете, окончательным его считать, безусловно, нельзя, как и все протекающие процессы в Украине такой абсолютно нецивилизованной политической борьбы, которая в течение 20 лет страну держит на таком уровне развития, без реформ, без серьезных изменений, трансформаций демократических в обществе. На мой взгляд, если отбросить пафос, который буквально мой коллега Сергей высказывал в эфире, то, безусловно, мы можем сегодня говорить о масштабной информационной войне против Украины, об абсолютно неправильных действиях правоохранительных структур. Потому что я бы первый приветствовал, если бы суд проходил в отношении уголовных преступлений, злоупотребления властью, коррупции, махинаций, которые имели место. Потому что я был пять последних лет в оппозиции и неоднократно демонстрировал документы, которые говорят о серьезных нарушениях со стороны действующего правительства во главе с Тимошенко. И поэтому все это выглядит как политическая расправа.
Но в то же время мне хотелось отметить, что у наших оппонентов было пять лет действительно реформировать и судебную систему, и правоохранительные органы, и выполнить те условия, которые касались европейской интеграции Украины. Поэтому время было бездарно потрачено на постоянные выяснения отношений. Вы прекрасно помните, что происходило в отношениях Ющенко и Тимошенко. На фоне всех этих отношений, какой был уровень коррупции в Украине. И здесь, мне кажется, вот этот фарс закончится только одним – страна будет терять с точки зрения перспективы, с точки зрения способности сегодня консолидировать украинское общество вокруг реформ и преобразований. Поэтому я думаю, что это не последняя точка в этой истории. Я уверен, что вся ситуация, которая связана с процессом судебным в Печерском суде, она, безусловно, больше будет нести для нас, для Украины негатива.
Владимир Кара-Мурза: Давайте послушаем, как отреагировал на известие о приговоре Юлии Тимошенко российский премьер Владимир Путин.
Владимир Путин: Тимошенко ничего не подписывала, контракты подписаны на уровне хозяйствующих субъектов – "Газпромом" и контрпартнером Украины. Самое главное заключается в том, что эти контракты коммерческие подписаны в полном соответствии с законами России и законами Украины и международными нормами.
Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.
Владимир Кара-Мурза: Печерский суд Киева приговорил экс-премьера Юлию Тимошенко к семи годам тюрьмы, признав ее виновной в превышении должностных полномочий при заключении газовых контрактов с Россией в 2009 году. В течение трех лет ей будет запрещено занимать государственные должности. Так же суд обязал Тимошенко выплатить компании "Нафтогаз" компенсацию в размере 187 миллионов долларов.
Вскоре после оглашения приговора Тимошенко украинский премьер-министр Николай Азаров пообещал в течение 10-15 дней достичь с Россией компромисса по пересмотру соглашений.
Российский премьер Владимир Путин "не очень понимает", за что Юлии Тимошенко дали семь лет тюрьмы. Об этом он заявил на встрече с журналистами в Пекине.
В последние недели американские и западноевропейские дипломаты предостерегали, что приговор Тимошенко к тюремному заключению сделает Януковича персоной нон грата в западных столицах и поставит под вопрос соглашение о свободе торговли и ассоциации между Украиной и ЕС.
Накануне на заседании министров иностранных дел ЕС был разработан перечень возможных мер в ответ на приговор Юлии Тимошенко. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон сказала, что любой вердикт по делу Тимошенко повлияет на отношения Украины и ЕС
Обвинительный приговор Юлии Тимошенко мы обсуждаем с украинским парламентариями и российским политиком Федором Шеловым-Коведяевым, бывшим первым заместителем министра иностранных дел Российской Федерации. Считаете ли вы приговор Юлии Тимошенко политическим?
Федор Шелов-Коведяев: Я думаю, что здесь не может быть разных мнений по этому поводу. Мне представляется, что политический момент в принятом решении, безусловно, присутствует, учитывая жесткие оппозиционные отношения между политической силой, которая Юлия Владимировна возглавляла и возглавляет, и той политической силой, которую представляет президент Украины. Их личные не очень спокойные отношения, всю атмосферу, которая была вокруг этого процесса и которая ей предшествовала. Во всяком случае, я думаю, тем, кто возьмется утверждать обратное, будет довольно трудно обосновать свою точку зрения. Мне бы хотелось сказать, что мне думается, что это довольно неудачная ситуация, поскольку все это связано с тем, что нынешнее правительство украинское претендует на пересмотр соглашений по поставкам газа и парадоксальным образом премьер Азаров сказал, что в течение 10-15 дней, то есть в течение того срока, который отводится для подачи апелляции, он надеется разрешить эту дилемму. То есть тем самым опять же дается политический сигнал, видимо, в адрес и Евросоюза, и в адрес Соединенных Штатов, и конечно, в сторону Москвы, что в том случае, если кто-то на нас надавит и мы пойдем на уступки украинской стороне или по своим собственным
Мне представляется крайне неудачным так же и то, что вообще вокруг фигуры Юлии Тимошенко и газовой проблемы всегда существовали такие политические турбуленции
соображениям пойдем на уступки украинской стороне, поскольку мы уже слышали, что Владимир Путин находится в некотором недоумении по поводу состоявшегося решения, то тогда может быть каким-то образом может быть пересмотрено в апелляционном суде то решение, которое сегодня вынес Печерский суд.
Мне представляется крайне неудачным так же и то, что вообще вокруг фигуры Юлии Тимошенко и газовой проблемы всегда существовали такие политические турбуленции. Мы помним, что против нее возбуждала уголовное дело и наша русская прокуратура, после определенных решений, которые состоялись в Киеве, вдруг оказалось, что прокуратура не имеет к ней претензий. Теперь, мне казалось, что если мы в каком-то смысле считали Юлию Владимировну человеком, которому придаем большое значение в украинской политике, то тоже могли бы занимать в этом вопросе более четкую позицию, тем не менее, мы вполне допустили до того, чтобы ситуация развивалась так, как она развивается. То есть здесь явно есть какие-то закулисные, и не хочется говорить, у меня нет сведений, некоторые закулисные и не очень славно пахнущие, я бы сказал, настроения и действия самых разных стороны.
Владимир Кара-Мурза: Как восприняли приговор Юлии Тимошенко ее единомышленники?
Сергей Соболев: Вы знаете, я думаю, что это был ожидаемый приговор. Поскольку ясно, что для Януковича месть – это главное. Меня приятно удивило другое. Я услышал ваш комментарий, но вы не согласитесь, наверное, с тем, что фактически Тимошенко смогла объединить всех лидеров мира, причем разных политических убеждений. А у Януковича остался один союзник – это штатный клоун Кремля господин Жириновский, единственный человек в мире, который поддержал Януковича. Вы посмотрите, если сегодня сделали заявление два лидера Соединенных Штатов Америки, представляющих Республиканскую и Демократическую партию, оба кандидаты в президенты в свое время, Либерман от демократов, Маккейн от республиканцев. Если заявления сделали идентичные Европа и Россия. Кто еще мог бы объединить? Если такие же заявления сделала российская оппозиция, аналогичные заявления Путина. Поэтому, я думаю, это феномен уникальный.
Все понимают, если весь мир платит по рыночным ценам за газ, почему Украина не должна платить по рыночным ценам, почему у нее должны быть какие-то преференции? Поэтому, я думаю, все чудесно понимают, что решения, которые принимались в январе 2009 года – это фактически решения, абсолютно экономически определенные были. Они были
Я думаю, что Януковичу ничего не поможет. Он попадает в полную прострацию фактически, его политика не поддерживается никем в мире
решениями, когда мы точно так же, как за нефтепродукты должны платить по мировой цене, мы и за газ должны платить по мировой цене, тут не может быть никаких исключений. Поэтому, я думаю, что этот процесс расставит свои точки над i, я думаю, это будет не в Украине – это будет в Европейском суде в Страсбурге. Хотя сегодня Янукович испугался и пошел на попятную, он сразу сделал заявление недвузначное, что скорее всего изменят уголовно-процессуальный кодекс, и апелляция изменит решение. Хотя, я думаю, что Януковичу ничего не поможет. Он попадает в полную прострацию фактически, его политика не поддерживается никем в мире. И это, к сожалению, приводит Украину в аналог белоруской политики белорусского президента Лукашенко. Поэтому у Януковича участь уже известна.
Владимир Кара-Мурза: У нас на прямой телефонной связи Валерий Коновалюк, зам руководителя Партии регионов в Верховной раде Украины. Как по-вашему, можно ли считать приговор Юлии Тимошенко окончательным, учитывая единодушное возмущение мирового сообщества?
Валерий Коновалюк: Вы знаете, окончательным его считать, безусловно, нельзя, как и все протекающие процессы в Украине такой абсолютно нецивилизованной политической борьбы, которая в течение 20 лет страну держит на таком уровне развития, без реформ, без серьезных изменений, трансформаций демократических в обществе. На мой взгляд, если отбросить пафос, который буквально мой коллега Сергей высказывал в эфире, то, безусловно, мы можем сегодня говорить о масштабной информационной войне против Украины, об абсолютно неправильных действиях правоохранительных структур. Потому что я бы первый приветствовал, если бы суд проходил в отношении уголовных преступлений, злоупотребления властью, коррупции, махинаций, которые имели место. Потому что я был пять последних лет в оппозиции и неоднократно демонстрировал документы, которые говорят о серьезных нарушениях со стороны действующего правительства во главе с Тимошенко. И поэтому все это выглядит как политическая расправа.
Но в то же время мне хотелось отметить, что у наших оппонентов было пять лет действительно реформировать и судебную систему, и правоохранительные органы, и выполнить те условия, которые касались европейской интеграции Украины. Поэтому время было бездарно потрачено на постоянные выяснения отношений. Вы прекрасно помните, что происходило в отношениях Ющенко и Тимошенко. На фоне всех этих отношений, какой был уровень коррупции в Украине. И здесь, мне кажется, вот этот фарс закончится только одним – страна будет терять с точки зрения перспективы, с точки зрения способности сегодня консолидировать украинское общество вокруг реформ и преобразований. Поэтому я думаю, что это не последняя точка в этой истории. Я уверен, что вся ситуация, которая связана с процессом судебным в Печерском суде, она, безусловно, больше будет нести для нас, для Украины негатива.
Владимир Кара-Мурза: Давайте послушаем, как отреагировал на известие о приговоре Юлии Тимошенко российский премьер Владимир Путин.
Владимир Путин: Тимошенко ничего не подписывала, контракты подписаны на уровне хозяйствующих субъектов – "Газпромом" и контрпартнером Украины. Самое главное заключается в том, что эти контракты коммерческие подписаны в полном соответствии с законами России и законами Украины и международными нормами.
Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.