Политолог Григорий Месежников – о Словакии в Европе

Премьер-министр Словакии Иветта Радичова с политическими союзниками на брифинге после заседания парламента. 11 октября 2011 года

В Словакии обсуждение вопроса об участии страны в расширении европейского стабилизационного фонда обернулось правительственным кризисом. Депутаты парламента отказались высказаться в поддержку расширения стабилизационного фонда и вынесли вотум недоверия кабинету министров республики.

Словакия оказалась последней участницей еврозоны, медлившей с поддержкой инициативы об увеличении объемов помощи государствам (прежде всего - Греции), экономика которых попала под сильное воздействие финансового кризиса. Глава правительства, Иветта Радичова, не смогла добиться одобрения евроинициативы от своих коалиционных партнеров, и теперь ведет на этот счет переговоры с представителями оппозиции. О словацком внутриполитическом кризисе и перспективах его разрешения рассказывает по просьбе Радио Свобода братиславский политолог, президент Института общественных проблем Григорий Месежников:

– Только одна партия в Словакии (бывшая до вчерашнего вечера членом правительственной коалиции) высказывает свои возражения против расширения стабилизационного фонда. Это партия "Свобода и солидарность", лидер которой, Рихард Сулик, до настоящего времени являлся председателем словацкого парламента. Они мотивируют свое несогласие тем, что Словакия беднее, чем Греция, и поэтому не может взять на себя большие расходы.

В принципе, это закономерно: "Свобода и Солидарность" – типичная либертарианская партия, у нее ясная позиция по общим вопросам экономического развития. Партия не учитывает "коммунитарные" (общие) основы Европейского Союза и рассматривает вопросы, связанные с интеграцией в экономической области, чисто по-бухгалтерски. То, что ситуация зашла в тупик и обернулась правительственным кризисом – результат недостаточного взаимопонимания партий правительственной коалиции. Минувшей ночью было проведено голосование в парламенте сразу по двум вопросам: о расширении стабилизационного фонда и о вотуме доверия или недоверия правительству.

– Почему премьер-министр Словакии Иветта Радичова связала эти две позиции?

– По ее мнению, продолжение сотрудничества с партией, которая не поддержит правительство по этому важному вопросу, невозможно. Радичова пыталась достичь компромисса с Суликом, но никакие аргументы на него не подействовали. В такой ситуации она сочла, что в кабинете министров представителям "Свободы и солидарности" больше нет места.

– Уже начался новый этап политических переговоров. Насколько известно, Радичова обратилась к Роберту Фицо, лидеру оппозиции и лидеру социал-демократической партии, с тем, чтобы он поддержал идею расширения стабилизационного фонда. Насколько это реально?

– Это вполне реально. Социал-демократы (партия называется по-словацки Smer – "Направление") не предъявляют никаких претензий к самой идее расширения стабилизационного фонда. Они даже критиковали правительственную коалицию за недостаточно эффективную работу в этом направлении, критиковали и саму либертарианскую партию. Партии Фицо теперь будет трудно отказаться от своей позиции, хотя, естественно, вопрос сложный: в стране сама эта идея не очень популярна – примерно половина населения не поддерживает участия Словакии в расширении стабилизационного фонда. В конечном счете, как мне представляется, в течение нескольких дней будет достигнута договоренность о поддержке Словакией европейского финансового проекта. Роберт Фиц, я думаю, будет пытаться увязать данный вопрос с организацией досрочных выборов, но это, в принципе, уже технический вопрос.

– Верно я понимаю, что аргументация представителей словацкой общественности, которые выступают против расширения стабилизационного фонда, такова: "Мы, работящие, но бедные словаки. Ленивые греки, которые побогаче нас, должны сами решать свои проблемы. Или пусть им помогают богатые Германия и Франция"?

– Да, в принципе, вы точно описали суть дискуссии, которая сейчас идет в стране. Но, я думаю, было бы некорректно не упомянуть аргументы той стороны, которая поддерживает участие Словакии в расширении стабилизационного фонда. Прежде всего, они аргументируют свою точку зрения тем, что Словакия, вступив в ЕС, стала частью механизма, который выстроен на определенных принципах, и поэтому каждая страна должна эти принципы соблюдать. Речь идет, прежде всего, о принципе солидарности. Ведь во многом благодаря подключению к процессу евроинтеграции Словакия вообще смогла стать демократической страной с развитой экономической системой. В то время, когда мы вступали в Евросоюз, страны Евросоюза проявили солидарность по отношению к нам – ведь не во всех областях мы были достаточно подготовлены. Тем не менее, Евросоюз взял на себя смелость принять нас. И теперь уходить от ответственности, когда страны еврозоны по разным причинам испытывают экономические трудности, не самое лучшее решение. Такие аргументы тоже звучат и тоже находят поддержку.

– Как вы полагаете, еврооптимисты в Словакии победят самостоятельно или потребуется вмешательство, какое-то давление со стороны европейских комиссаров, которые приедут и будут разъяснять более доступным языком причины, по которым Братислава должна придерживаться общих принципов?

– Думаю, теперь по конкретному вопросу о стабилизационном фонде соглашение будет достигнуто довольно быстро. Никто здесь не ожидает визитов еврокомиссаров. Следующий саммит ЕС назначен на 23 октября, и, скорее всего, до этого дня ситуация в Братиславе стабилизируется. Конечно, неясно, что за правительство здесь, в Братиславе, будет действовать, но это уже другой вопрос.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"