Ученые выходят на площадь

Цель ежегодной акции ученых – показать властям, что ученые крайне недовольны политикой государства в области организации и финансирования науки в России

13 октября в Москве на Пушкинской площади пройдет акция протеста ученых. Ее организаторами стали профсоюз и совет молодых ученых РАН, инициативная группа студентов, аспирантов и сотрудников МГУ, российский студенческий союз, а также межрегиональный профсоюз работников образования "Учитель". По словам организаторов, задача акции, которая пройдет в форме митинга, – показать властям, что ученые крайне недовольны политикой государства в области организации и финансирования науки в России.

О том каковы цели и требования митингующих в интервью РС рассказал один из организаторов акции председатель Российского студенческого союза Артем Хромов:

– Мы видим, что много молодых людей сейчас уезжает из России за границу в связи с тем, что они не видят никаких перспектив своей научной карьеры. Есть два главных звена, которые мешают развивать плодотворную деятельность в этом направлении, – бюрократия и финансовый произвол.

Мы потребуем правительство и Государственную Думу внести в федеральный закон номер 94 поправку, которая разрешает расходовать средства, полученные на проведение научно-исследовательских работ в виде грантов и контрактов, без проведения стандартных конкурсных процедур, которые сейчас предусматривает закон. Для того, чтобы ученый смог сейчас эффективно развивать свою деятельность, заказывая при этом какой-то товар, может пройти полгода, и за это время может измениться и характер его деятельности, и подход к направлению научного исследования. И это мешает тому, чтобы у нас ученые оперативно занимались наукой.

Если чиновники все-таки не услышат наш призыв к изменению принципа распределения финансовых средств, мы со временем расширим наши протестные действия, мы готовы будем организовать всероссийскую акцию протеста
Во-вторых, мы потребуем изменить принцип распределения финансовых средств. Сейчас свою эффективность показывают Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. К сожалению, во время кризиса финансирование их упало примерно в два раза. А у нас очень много различных карманных фондов-бюрократов, деньги которых просто-напросто разворовываются. Мы считаем, необходимо побороть коррупцию, что во многом спасет образовательную, научную среду.

– Уверены ли вы, что чиновники вас услышат?

– Если чиновники все-таки не услышат наш призыв к изменению принципа распределения финансовых средств, мы со временем расширим наши протестные действия, мы готовы будем организовать всероссийскую акцию протеста. Изменить законодательство, не требуя увеличения финансовых средств, решить проблему коррупции благодаря некоторым законодательным регламентациям – это возможно сделать в ближайшее время.

Для того, чтобы решить проблемы ученых, необходима политическая воля. Мы рассчитываем на то, что как раз во время выборной кампании нас могут услышать. Я уверен, что в любом случае властям ничего не останется, кроме как принять эти решения, потому что, подчеркну, требуется не дополнительное финансирование, а изменение государственной политики в этой области, – подчеркнул Артем Хромов.

Доктор биологических наук, заместитель директора Института проблем передачи информации РАН Михаил Гельфанд в интервью РС рассказал, почему он считает эту акцию важной и своевременной:

– Одно из главных требований митинга – повышение финансирования Российского фонда фундаментальных исследований до уровня, предусмотренного законом. Это единственный фонд, в котором выбираются, насколько это возможно, самые сильные, самые достойные группы. Второе требование – дебюрократизация. Существующая система устроена так, что, согласно закону о госзакупках, совершенно невозможно провести честный конкурс, даже если бы кто-то этого и хотел. А с другой стороны, согласно тому же закону о госзакупках, даже если ты вдруг выиграл какие-то деньги, их очень трудно разумно потратить
Одно из главных требований митинга – повышение финансирования Российского фонда фундаментальных исследований до уровня, предусмотренного законом
.

Все-таки, даже при всем том анекдоте, которыми являются наши выборы, есть шанс, что такого сорта публичные акции привлекут какое-то внимание. Кроме того, есть некоторый положительный опыт. Весной, скажем, было написано и подписано тремя тысячами молодых ученых письмо в Минэкономразвития, которое имело какие-то реальные последствия. Его авторы – те же ребята, которые организовывают митинг, и некоторые их предложения по поправкам в закон о госзакупках в той или иной степени были учтены. Этого явно недостаточно, но, тем не менее, какое-то облегчение жизни ученым от этого проистекло.

Ученые не требуют: "Дайте нам больше денег". Они говорят: "Дайте нам работать, а деньги распределяйте сколько-нибудь честным путем".

– Цель акции – показать властям, что ученые крайне недовольны политикой государства в области организации и финансирования науки в России. Я не думаю, что для государственных организаций, для людей, в чьих руках это находится, это является каким-то секретом.

– Вы сильно переоцениваете степень компетентности этих самых государственных деятелей. Многие из них ничего не знают. Люди, так сказать, уровня начальника департамента Минфина считают, что все в порядке.

– А то, что ученые бегут из страны?..

– "Бегут" – а кто их считал, кто бежит, кто не бежит? Я, например, не убежал. Если рассуждать по такой логике, то можно подумать, у тех, кто остался, все хорошо. Хотелось бы донести до властей нехитрую мысль: не все хорошо!