Кокойты или Кокойты?

Нынешний президент самопровозглашенной республики Южная Осетия Эдуард Кокойты (в центре) не может участвовать в президентских выборах. Однако оппозиционные политики полагают, что предстоящее голосование может укрепить режим его личной власти.

В Южной Осетии в середине ноября состоятся президентские выборы. Через три года после вооруженного конфликта жители самопровозглашенной республики обеспокоены уже не столько ее статусом, сколько уровнем жизни, остающимся очень невысоким. Многие местные политики обеспокоены и тем, удастся ли сделать выборы честными и открытыми.

До президентских выборов в Южной Осетии месяц. Кандидатов на этот пост - одиннадцать. Вопрос о том, кто сменит нынешнего главу самопровозглашенной республики Эдуарда Кокойты, находящегося у власти с 2001 года, в значительной степени зависит от позиции России - одного из немногих государств, признавших Южную Осетию.

Для многих жителей республики, однако, сейчас вопросы статуса и подобные политические темы значительно уступают по важности бытовым и социальным проблемам – с которыми южноосетинские власти, несмотря на финансовую помощь России, не могут справиться. Например, жительница Цхинвали Елена мало интересуется предвыборной кампанией. Она работает на полторы ставки в больнице и получает около 8 тысяч рублей. В ее квартире в новом микрорайоне Московский пришлось заново проводить электрическую проводку: подвалы дома заливала вода, и она боялась, что сырость в квартире скажется на здоровье ее маленького сына.

Многие политики и эксперты говорят о назревании социального взрыва. Джамболат Тедеев, один из кандидатов на пост президента Южной Осетии, которому республиканская избирательная комиссия отказала в регистрации, констатирует, что деньги, которые выделяет Россия, не улучшили жизнь людей:

– Надо взять и просто пройтись по улицам. Эти деньги прошли, как сквозь песок. И сегодня, когда видишь разрушенные дома, когда ты видишь, что люди живут в огородах, что люди четвертый год живут в палатках, без крыши над головой... Я не знаю, кто в этом виноват. Но я убежден, что деньги до цели точно не дошли. Здесь в Южной Осетии, не могут распорядиться ими так, как должны распорядиться. Российский чиновник ведь не виноват. Придет время, и народ свое спросит.

Другая проблема - вопрос о том, насколько открытыми и честными будут выборы. Джамболат Тедеев считает, что нынешний глава Южной Осетии Эдуард Кокойты препятствует свободному волеизъявлению:

– О какой честности можно говорить, если сам президент Южной Осетии приезжает сюда, собирает всех чиновников и говорит "кандидата Тедеева Джамболата не пущу". Это о чем говорит?! О каких честных выборах, если человек, который сегодня – гарант Конституции, сам себе позволяет вот такие высказывания?

Фатима Маргиева, лектор местного университета, считает российские институты власти во многом ответственными за нынешнее положение Южной Осетии:

– Во время последних встреч с общественность Эдуард Кокойты произнес такие фразы – и это было показано по телевидению: "Оппозиция воет? И пусть они там воют. Ни один кандидат оппозиции не пройдет, ни один не будет зарегистрирован!. И мне непонятная позиция России, к которой мы многократно обращались – к Медведеву Дмитрию Анатольевичу и Путину Владимиру Владимировичу. Граждане Южной Осетии многократно писали о том, что творится в республике. Все наши заявления остались без ответа. Я думаю, что власти Южной Осетии покровительствуют высокопоставленные коррумпированные чиновники России. За 10 лет пребывания у власти нынешнего президента ни разу не был опубликован бюджет. Россия об этом прекрасно знает. Тем не менее, никакого спроса с нынешнего руководства за те миллиарды нет...

Юрист и общественный деятель Ахсар Кочиев говорит о нарушениях на южноосетинских выборах. Особенное внимание он уделяет нарушениям, которые допускаются на избирательных участках в Северной Осетии.

– Южноосетинские парламентские выборы 31 мая 2009 года, которые проводились на территории Северной Осетии, проводились без составления списков избирателей. Это недопустимо. Именно списки избирателей являются одной из наиболее важных стадий избирательного процесса не только в России, но и во всем мире. Однако в Северной Осетии выборы проводятся не по избирательным спискам. Это дает власти возможность нанять платных избирателей, привезти их в один участок, где они дружно проголосуют. Потом после этого поехать в другой участок. И так пройтись по так называемой карусели и провести массовую фальсификацию выборов – в угоду тех или иных лиц, обозначенных этим режимом. Выборы в парламент Южной Осетии в 2009 году нелегитимны. Более того, они преступны, а этот парламент нелегитимен. Если мы сейчас не постараемся сделать так, чтобы помешать проведению выборов по такому сценарию, то эта власть увековечит свое пребывание.

* * *
Действующий глава Южной Осетии Эдуард Кокойты, руководящий самопровозглашенной республикой с 2001 года, не принимает участия в выборах: по основному закону, он не может быть избран на третий срок. Утверждается, что российские власти в качестве кандидата в президенты Южной Осетии поддерживают главу республиканского МЧС Анатолия Бибилова.