Правозащитник Валерий Борщев - о том, как следователи давят на врачей

Валерий Борщев

Заключённый СИЗО "Матросская тишина" Станислав Канкия, переживший четыре инсульта, плохо понимает, где он находится и что с ним происходит, не видит одним глазом, с трудом ходит. Но врачи не видят оснований освобождать его из под стражи.

15 октября арестанта посетили журналист и правозащитник Зоя Светова и председатель "Движения против насилия" Сергей Сорокин. Сегодня – член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщёв и представитель приёмной уполномоченного по правам человека Москвы Антон Штыков. Валерий Борщёв рассказал корреспонденту РС, что застал Станислава Канкию в очень тяжёлом состоянии:

- Он с трудом ходит, шатается, у него нарушена речь, бывают неадекватные реакции, даже проявления агрессии. Взгляд настороженный, напряжённый. Задашь вопрос – он на него не отвечает, смотрит в сторону...

Станислав Канкия, здоровый сорокасемилетний мужчина, у которого, по словам жены, даже не было медицинского полиса, пришёл в такое состояние за полтора года пребывания в СИЗО. За это время у него было несколько инсультов. С февраля 2011 года жена и адвокат Канкии добивались того, чтобы руководство Бутырского СИЗО, где он сидел ранее, направило его на медицинское освидетельствование. Но провели его только сейчас – и выходит, что практически недееспособный человек должен оставаться в тюрьме.

Медики городской больницы № 20, куда по пути из одного СИЗО в другое попал Станислав Канкия, установили, что у больного отсутствуют заболевания, предусмотренные постановлением правительства "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений". Согласно этому постановлению, при наличии некоторых тяжёлый заболеваний подозреваемому не назначают такую меру пресечения, как арест. Например, это могут быть: "гипертензивная (гипертоническая) болезнь с недостаточностью кровообращения 3-й степени", "последствия цереброваскулярных болезней с выраженными явлениями очагового поражения головного мозга и наличием стойких нарушений функций организма, приводящих к значительному ограничению жизнедеятельности и требующих длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара". Станиславу Канкия в 20-й больнице поставили диагноз: "цереброваскулярная болезнь: инфаркт мозга, синдром вертебробазилярной артериальной системы, артериальная гипертония 3-й стадии 3-й степени, диффузный кардиосклероз, псориаз". Правда, документ с таким текстом получила только супруга Станислава, Валентина Канкия 30 сентября. А адвокат Владимир Бунаков через несколько дней получил его уже в несколько изменённом виде: из диагноза почему-то исчез псориаз. А теперь медики решили, что болезней, предусмотренных постановлением правительства, у обвиняемого нет.

Валерий Борщёв считает, что врачи Городской больницы № 20 дали некачественное заключение:

- Подлость в том, что они указали наличие серьёзных заболеваний: инфаркт, гипертония третьей стадии третьей степени – но не описали симптомы, подтверждающих эти заболевания. Указано давление 140 на 80, а на справках, выданных ранее, зафиксировано давление 180 на 120. Окулист его не осмотрел, а у него один глаз почти не видит. Я думаю, это просто нежелание подвести базу под необходимость его освобождения, возможно, под давлением следствия.

- Что вы можете сказать об условиях, в которых находится сейчас Канкия?


- Условия сносные. Но дело не в условиях, дело в том, что при его психическом состоянии ему нельзя находиться в СИЗО. Там нет магнитно-резонансного томографа. А 20-я больница даже не прислала снимок МРТ, подтверждающий инфаркт мозга.

- Вам приходилось сталкиваться с подобным?

- Регулярно. В той же больнице "Матросской тишины" лежит Владимир Орлов – он просто умирает. И в 20-й больнице дали заключение, что у него есть заболевания, предусмотренные постановлением, но затем, по словам адвоката, в больницу пришёл следователь, и врачи дали новое заключение, где изменили степень заболевания. В другой больнице эта история повторилась...

* * *
Сейчас рассмотрение в суде дела Канкии, которого подозревают в мошенничестве, приостановлено Бабушкинском судом в связи с состоянием здоровья обвиняемого. На запрос Радио Свобода из городской больницы № 20 пришёл ответ, что по всем вопросам следует обращаться в столичный Департамент здравоохранения. Там предложили также прислать письменный запрос, на который ответа пока не поступило.