В московской театральной среде – новый конфликт: художественный руководитель театра имени Маяковского Миндаугас Карбаускис хотел уйти из театра из-за конфликта с директором Евгенией Куриленко. Сегодня он подтвердил свое намерение, написав в социальной сети "Фэйсбук", что не отзывал заявление об уходе – вопреки информации, распространенной накануне.
Ни в театре, ни в департаменте культуры Москвы внятно о причинах конфликта не говорят. Но эксперты полагают, что они связаны с кадровой политикой департамента культуры, который назначает директоров московских театров без согласования с художественными руководителями.
В театре Маяковского от комментариев поступка Карбаускиса воздерживаются. Пресс-служба театра ограничилась следующим сообщением:
"В Департамент культуры города Москвы действительно было направлено письмо, в котором Миндаугас Карбаускис просил разобраться в конфликте между директором и художественным руководителем театра – в противном случае он не считает возможным дальнейшее продолжение работы в театре. Это письмо было составлено потому, что конфликт приобрел слишком большую остроту. Это не означает буквального заявления об уходе. Это попытка привлечь внимание власти к возникшей проблеме".
Вся информация в российских СМИ о том, что Миндаугас Карбаускис писал заявление об уходе из театра, распространялась со ссылкой на неназванные источники. Руководитель пресс-службы департамента культуры Москвы Ирина Аверкиева сказала РС, что никакого заявления не было:
– Нет никаких оснований считать, что в театре сложилась какая-то особая ситуация. Я думаю, что здесь желаемое выдается за действительное.
– Но вы как-то собираетесь вмешиваться в эту ситуацию?
– Нет, мы будем разбираться, что происходит на самом деле.
– Как вы думаете, почему возник конфликт? Некоторые считают, что в этом случае, как и в ряде других, причиной стало назначение директора, кандидатуру которого не была согласована с худруком.
– Вполне возможна и такая мотивация, но мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть это. Театр все последние годы был на особом положении. Поэтому, если у вас есть какая-то возможность (а я думаю, она есть), попробуйте связаться непосредственно с участниками конфликта.
Ни Миндаугас Карбаускис, ни директор Театра Маяковского Евгения Куриленко причины конфликта пока не комментируют. Одна из актрис театра сказала журналистам на условиях анонимности, что отношения руководителей театра не сложились из-за того, что Евгению Куриленко назначили, не посоветовавшись с худруком театра. Миндаугас Карбаускис стал художественным руководителем театра Маяковского после того, как часть труппы добилась увольнения прежнего художественного руководителя Сергея Арцибашева. О возможных причинах конфликта в театре Маяковского говорит заведующий отдела культуры "Независимой газеты" Григорий Заславский:
– Мне кажется, очень хорошо, что конфликт вышел в публичную плоскость, хотя я знаю, что сам художественный руководитель не очень хотел, чтобы это вся эта история начала обсуждаться. Тем не менее, этот конфликт грозил театру большими потерями, в частности, потерей художественного руководителя, с таким трудом обретенного. Мне кажется, что Карбаускис – во многом спасение для театра, хотя он режиссер молодой (как главный режиссер – молодой) и, вполне возможно, что опыта ему, как художественному руководителю, еще придется набираться.
В Москве часто практикуется назначение директоров без согласования с главным режиссером, и режиссеров без согласования с директорами, хотя в тонком театральном мире, как мне кажется, очень важно, чтобы люди могли работать в команде или хотя бы понимали друг друга. Хотя история знает и иные примеры – Станиславский и Немирович-Данченко, как изветсно, много лет не разговаривали друг с другом, общались записками через посредников, но это не мешало Художественному театру нормально жить. Но таких великий людей, как Станиславский и Немирович-Данченко, к сожалению, сегодня мы не видим.
– Насколько я понимаю, это далеко не первый подобный конфликт в московских театрах. Почему они происходят?
– Я хочу еще какое-то время пожить, поэтому не очень хочется обсуждать эти причины. Была такая перестроечная статья "Идеалы или интересы". У художественного руководителя должны быть идеалы, а у директора очень часто над идеалами возобладают интересы. Но говоря о конфликтных ситуациях, нельзя забывать и о том, что в Москве есть очень много хороших театральных директоров – Гурвич в Театре Ермоловой, Агаев в Театре сатиры, Иксанов в Большом театре. Их цель – создать максимально комфортные условия для того, чтобы работали эти театры.
– А кто главнее в театре?
– Это предмет договоренности. По закону у нас один руководитель, хотя на деле могут быть и два – один отвечает за одну сферу, другой – за другую. Но в любом случае важно, чтобы директор понимал: главная его задача – сделать все, чтобы художественный процесс оставался художественным.
– Каким вам видится будущее Театра Маяковского?
– Расставание с директором Евгенией Куриленко и максимально комфортные условия для художественного руководителя Миндаугаса Карбаускиса. Когда Куриленко вместе с Карбаускисом были назначены, я сказал, что в этой ситуации Карбаускис выглядит ширмой для назначенного директора, и если директор окажется важнее, боюсь, что этот главный режиссер до конца сезона не доработает.
Ни в театре, ни в департаменте культуры Москвы внятно о причинах конфликта не говорят. Но эксперты полагают, что они связаны с кадровой политикой департамента культуры, который назначает директоров московских театров без согласования с художественными руководителями.
В театре Маяковского от комментариев поступка Карбаускиса воздерживаются. Пресс-служба театра ограничилась следующим сообщением:
"В Департамент культуры города Москвы действительно было направлено письмо, в котором Миндаугас Карбаускис просил разобраться в конфликте между директором и художественным руководителем театра – в противном случае он не считает возможным дальнейшее продолжение работы в театре. Это письмо было составлено потому, что конфликт приобрел слишком большую остроту. Это не означает буквального заявления об уходе. Это попытка привлечь внимание власти к возникшей проблеме".
Вся информация в российских СМИ о том, что Миндаугас Карбаускис писал заявление об уходе из театра, распространялась со ссылкой на неназванные источники. Руководитель пресс-службы департамента культуры Москвы Ирина Аверкиева сказала РС, что никакого заявления не было:
– Нет никаких оснований считать, что в театре сложилась какая-то особая ситуация. Я думаю, что здесь желаемое выдается за действительное.
– Но вы как-то собираетесь вмешиваться в эту ситуацию?
– Нет, мы будем разбираться, что происходит на самом деле.
– Как вы думаете, почему возник конфликт? Некоторые считают, что в этом случае, как и в ряде других, причиной стало назначение директора, кандидатуру которого не была согласована с худруком.
– Вполне возможна и такая мотивация, но мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть это. Театр все последние годы был на особом положении. Поэтому, если у вас есть какая-то возможность (а я думаю, она есть), попробуйте связаться непосредственно с участниками конфликта.
Ни Миндаугас Карбаускис, ни директор Театра Маяковского Евгения Куриленко причины конфликта пока не комментируют. Одна из актрис театра сказала журналистам на условиях анонимности, что отношения руководителей театра не сложились из-за того, что Евгению Куриленко назначили, не посоветовавшись с худруком театра. Миндаугас Карбаускис стал художественным руководителем театра Маяковского после того, как часть труппы добилась увольнения прежнего художественного руководителя Сергея Арцибашева. О возможных причинах конфликта в театре Маяковского говорит заведующий отдела культуры "Независимой газеты" Григорий Заславский:
– Мне кажется, очень хорошо, что конфликт вышел в публичную плоскость, хотя я знаю, что сам художественный руководитель не очень хотел, чтобы это вся эта история начала обсуждаться. Тем не менее, этот конфликт грозил театру большими потерями, в частности, потерей художественного руководителя, с таким трудом обретенного. Мне кажется, что Карбаускис – во многом спасение для театра, хотя он режиссер молодой (как главный режиссер – молодой) и, вполне возможно, что опыта ему, как художественному руководителю, еще придется набираться.
В Москве часто практикуется назначение директоров без согласования с главным режиссером, и режиссеров без согласования с директорами, хотя в тонком театральном мире, как мне кажется, очень важно, чтобы люди могли работать в команде или хотя бы понимали друг друга. Хотя история знает и иные примеры – Станиславский и Немирович-Данченко, как изветсно, много лет не разговаривали друг с другом, общались записками через посредников, но это не мешало Художественному театру нормально жить. Но таких великий людей, как Станиславский и Немирович-Данченко, к сожалению, сегодня мы не видим.
– Насколько я понимаю, это далеко не первый подобный конфликт в московских театрах. Почему они происходят?
– Я хочу еще какое-то время пожить, поэтому не очень хочется обсуждать эти причины. Была такая перестроечная статья "Идеалы или интересы". У художественного руководителя должны быть идеалы, а у директора очень часто над идеалами возобладают интересы. Но говоря о конфликтных ситуациях, нельзя забывать и о том, что в Москве есть очень много хороших театральных директоров – Гурвич в Театре Ермоловой, Агаев в Театре сатиры, Иксанов в Большом театре. Их цель – создать максимально комфортные условия для того, чтобы работали эти театры.
– А кто главнее в театре?
– Это предмет договоренности. По закону у нас один руководитель, хотя на деле могут быть и два – один отвечает за одну сферу, другой – за другую. Но в любом случае важно, чтобы директор понимал: главная его задача – сделать все, чтобы художественный процесс оставался художественным.
– Каким вам видится будущее Театра Маяковского?
– Расставание с директором Евгенией Куриленко и максимально комфортные условия для художественного руководителя Миндаугаса Карбаускиса. Когда Куриленко вместе с Карбаускисом были назначены, я сказал, что в этой ситуации Карбаускис выглядит ширмой для назначенного директора, и если директор окажется важнее, боюсь, что этот главный режиссер до конца сезона не доработает.