Социологический портрет "захватчиков Уолл-стрит"

Журнал «Нью-Йорк» провел опрос участников движения «Захвати Уолл-стрит».

Любое общественное движение в Соединенных Штатах, желающее, чтобы его расценивали, как серьезное, обязано сначала снискать апробацию социологов. Судя по количеству исследований, которых за последние две недели удостоились «захватчики Уолл-стрит», их движение такую справку получило. А за ней последовали статьи в самых престижных изданиях и сюжеты, открывающие информационные выпуски нью-йорских и общенациональных телеканалов.

Первое такое обследование (неизбежно контурное, штриховое) провел журнал «Нью-Йорк», имеющий репутацию "высоколобого". Контурными же впечатлениями от опроса со мной поделился ведущий английский культуролог Теодор Далримпл, автор серии резонансных статей о недавних протестных акциях во Франции и о массовых беспорядках, охвативших летом нынешнего года британскую столицу:

– Заявление «захватчиков» Уолл-стрит, что они представляют 99% населения Америки, абсурдно и, по меньшей мере, несовместимо с самим представлением участников движения о себе, как о революционном авангарде. В их платформе вообще много плохо стыкующихся частей. Тезис о 99% столь же невразумителен, как и утверждения повстанческих групп во всем мире, будто они – единственные законные представители широких народных масс – считает Теодор Далримпл.
Тезис о 99% столь же невразумителен, как и утверждения повстанческих групп во всем мире, будто они – единственные законные представители широких народных масс

Разбивка участников по половому признаку: 66% - мужчины, 30% - женщины, 4% - остальные. По мнению Теодора Далримпла, часть респондентов просто отказалась идентифицировать себя по признаку пола, считая пол буржуазным предрассудком. В принципе же, в подобных движениях всегда доминируют мужчины, и тот факт, что «захватчиков»-мужчин всего вдвое больше, чем женщин, говорит лишь о большом прогрессе, достигнутом в Соединенных Штатах в деле равноправия полов.

Возраст участников: 50% приходится на возрастную группу от 20 до 29 лет; 10% моложе 20-ти; 15% - 30-39 лет, 9% - 40-49 лет; 2% - старше 50-ти. Теодор Далримпл:

– Интересно, что примерно такой же расклад по возрастам мы видим в статистике тяжких преступлений. Молодежь вообще непропорционально представлена в антисистемных протестах потому, что участие в них требует большого напряжения физических сил, и, конечно, по причине своей впечатлительности и неопытности.

По словам Теодора Далримпла, преобладание в движении 20-30-летних – важный факт для политиков левого толка, ибо это их естественный активный электорат, с одной стороны, весьма образованный, а с другой – обескураженный отсутствием рабочих мест, отвечающих их материальным и духовным запросам. Та же самая картина наблюдается в Европе. В Англии, например, 20% молодых людей в этой категории – безработные, а многие из тех, кто трудоустроен, работает не по специальности или на неполную ставку.

37% «захватчиков» Уолл-стрит считают капитализм неисправимым злом, 98% являются сторонниками философии гражданского неповиновения, более трети готовы прибегнуть к насильственным методам борьбы за свои идеалы. Два самых распространенных в их среде рецепта оздоровления Уолл-стрит: установить предел для зарплат банкиров или спалить банки дотла. Более трети «захватчиков» выставляют американскому правительству такие же низкие оценки в части морали, как «Аль-Каиде». Вот комментарий английского культуролога Теодора Далримпла:

Часть молодых людей во всем мире питает страсть к насилию и к простым решениям сложных экономических проблем. Конечно, финансовый сектор допустил грубые просчеты, но не один же он повинен в кризисе
– Да, лозунговость – это неотъемлемая черта такого рода выступлений. Один из вождей «захватчиков» так и заявил: то, что происходит в сквере Свободы – это не санкционированный властями пикник, а аннексия. Часть молодых людей во всем мире питает страсть к насилию и к простым решениям сложных экономических проблем. Конечно, финансовый сектор допустил грубые просчеты, но не один же он повинен в кризисе; немалая вина лежит и на государстве, да и на потребителях, демонстрировавших зачастую фантастическую безответственность в приобретении недвижимости. В то же время, как я уже говорил, в платформе «захватчиков» много нестыковок. Две наилучшие, с их точки зрения, страны в мире – это Канада и Дания, государства отнюдь не революционные. Никто из респондентов не сказал, что хочет переустроить США по образцу Северной Кореи. Из опроса не ясно, какую альтернативу американскому капитализму хотят видеть эти 37% респондентов.

И последний философский штрих к статическому – нет, не портрету, а, скорее, эскизу движения «Захвати Уолл-стрит». На вопрос, удалась ли акция, 79% ее участников ответили утвердительно. Почему? Потому, что их лагерь в сквере Свободы до сих пор функционирует. 13% ответили, что акция не удалась. Почему? Потому, что их лагерь до сих пор функционирует. Когда цели движения определены расплывчато, неясно, что считать победой или поражением, - заметил Теодор Далримпл.

Если исходить все же из того, что для несистемной молодежной оппозиции главное в жизни – это самоутвердиться, выразить себя, то «Захвати Уолл-стрит» - акция в высшей мере успешная.