Социолог Лев Гудков – о том, как россияне собираются жить после президентских выборов

Как представляют себе граждане жизнь в стране после 2012 года? "Россия после выборов" – так называется одна из недавних публикаций на сайте аналитического центра Юрия Левады.

На вопрос, в каком направлении будет развиваться политическая жизнь России после 2012 года, 38% россиян ответили: "будет происходить развитие демократии". 9% опрошенных говорят о восстановлении прежних советских порядков, 15% – о становлении авторитаризма, диктатуры, и 13% – о нарастании хаоса, анархии. Четверть респондентов затрудняются с ответом. Напомним, что исследование, о котором идет речь, Левада-центр провел по своей инициативе в октябре этого года, по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%. Директор центра Лев Гудков – о том, как представляют себе граждане жизнь после 2012 года:

– Россияне полагают, что после выборов фактически ничего не изменится в важных для их существования и повседневной жизни моментах, потому что растет скептическое отношение к выборам и большинство россиян (от 70 до 75%, по последним данным) не верят, что и депутаты, и кандидаты в президенты будут выполнять то, что они обещали перед выборами. Скепсис в этом отношении только нарастает. В 2007 году сомневались в этом 70%, в этом году – 75%. Некоторое недоверие или осторожный скептицизм по отношению к выборам переносится и на будущее. Но поскольку мы все-таки существуем в информационно-управляемом пространстве, в пространстве управляемой демократии, то люди испытывают сильнейший дефицит в информации о том, что будут делать политики, как они реально будут осуществлять некоторые намеченные ими пункты. Люди просто этого не знают. Поэтому усиливается и с каждым замером становится все больше и больше видна одна тенденция: люди полагают, что ничего особенно существенно не изменится.

– Относительное большинство (38% опрошенных) полагают, что после выборов 2012 года в стране будет происходить развитие демократии. Можете ли вы предположить, что их заставляет так думать?

– Как и в других случаях, это скорее отражает их надежды. Это слабое пожелание того, чтобы политическая жизнь в России развивалась все-таки в направлении демократии. Но реально здесь никакой ясности нет, и преобладает разброс мнений, который говорит о том, что никакой определенности, никакой авторитетной точки зрения в представлениях россиян не сложилось.

– Но, насколько я понимаю, и сейчас очень многие считают Россию демократической страной?

– Да, считают, что именно путинская политическая система – это все-таки некоторое движение в сторону демократии. Любопытно, что чаще об этом говоря полярные группы – как самые молодые, так и самые пожилые россияне. Ну, пожилые – понятно, они сравнивают это с советским временем и все-таки отмечают значительное улучшение. Молодые же все заявления нынешнего руководства страны принимают за чистую монету. Они очень слабо включены в политику, их политика не интересует, поэтому они удовлетворяются тем, что есть.

– Тем не менее, в каких областях жизни люди более всего хотели бы перемен после президентских выборов?

– В тех областях, которые больше всего их заботят и которые они считают самыми главными проблемами. Это, прежде всего, продолжение экономических и политических реформ, соответственно, развитие экономики – на это надеются 68%. Но, опять-таки, надеются с некоторой осторожностью, полагают, что это "скорее будет происходить", чем – "определенно будет происходить". Баланс между надеждами и сомнениями почти равен в таких областях, как укрепление, скажем, уважения прав человека и соблюдения норм частной жизни, отказ от вторжения государства в частную жизнь человека. Лучше всего обстоит дело в тех областях, которые далеки от повседневной жизни россиян и которые россияне не могут так компетентно оценить. Это, прежде всего, область международных отношений, где россияне считают, что все будет улучшаться. Но это явный результат пропаганды и ограниченности информации.