7 и 8 главы автобиографии Диззи Гиллеспи «To be or not to bop»

ДС:- «Когда семья решила переехать в Филадельфию весною 1935 года, мама заехала в Лоринбург, чтобы со мной попрощаться. Я начал было собирать и упаковывать вещи, но она сказала: - Нет! Сначала закончи школу…
Они уехали без меня и это меня подкосило. Я провалился на экзамене по физике и школу не закончил. Родители хотели, чтобы я остался на второй год и сдал бы экзамен по проклятой физике. Но я хотел одного: как можно быстрее покинуть Лоринбург. Увы, год шел к концу, а я все еще работал на ферме – под солнцем и под дождем. Бесплатно. При первой же возможности я удрал назад, в Чиро».
Чиро, что в южной Каролине, это городок, названный по имени почти целиком вымершего индейского племени. Здесь выращивали хлопок, табак, индиго, рис и джазовых музыкантов. Одним из них был Диззи Гиллеспи, завалившийся на экзамене по физике. Недаром у него была физически необъяснимая, черти как выгнутая, труба!
Добро пожаловать на частоты «Свободы» и на наш сайт svobodanews.ru. У микрофона в городке на Сене – Дмитрий Савицкий.
В городке Чиро 21 октября 1917 года и родился будущий трубач Джон Бёркс Гиллеспи.

Dizzy Gillespie – Moonglow – 6:21 (DIZZY GILLESPIE Have Trumpet, Will Exite! - Verve)

ДС: - «Moonglow», «Лунный свет», сиявший нам в сентябре в исполнении комбо Коулмена Хокинса и Роя Элдриджа. Нынче освещением земного спутника занято комбо Диззи Гиллеспи, труба, с Лес Спаном – чудесная флейта; Джюниором Мэнсом – рояль; Сэмом Джонсом – контрабас и Лексом Хамфриксом – ударные. Февраль 59 года, Нью-Йорк.
Если в юности Диззи и подражал кому-нибудь, так это Элдриджу.
Мы расстались с Диззи в эпоху, когда он воевал с сестрой Юджинией (она же – Джения), которая однажды помогла ему упасть из окна, и объедался мороженым всех цветов радуги. Покончив со школьным образованием, Диз решил покончить и с Чиро. Он собрал рюкзак и на попутках (в основном грузовиках) отправился в Филадельфию. Мама настолько обалдела при виде сына, что даже его не обругала. Следующую главу в своей автобиографии «To be or not to bop» Diz the Wiz назвал очень просто: «Становясь самим собою…»

Dizzy Gillespie and his Orchestra - Sophisticated Lady – 3:21 (Dizzy Gillespie - A Portrait of Duke Ellington – Verve)

ДС: - «Sophisticated Lady», «Утонченная или скорее ужасно сложная леди…» - стандарт 32 года Эллингтона и Миллса. Диззи – труба; Бенни Грин – тромбон; Роберт ДиДоменика – флейта. Джордж Дивенс – вибрафон; Хенк Джонс – рояль; Джордж Дювивье – контрабас; Чарли Пёрсип – ударные. Туба и валторны – не уместились в тексте. Запись сделана для «Верв» 27 апреля 60 года в Нью-Йорке.


Четыре си-ди, отмеченные критиками в ноябрьском номере «Даунбита» это: пианист «Ренди Уестон и секстет африканских ритмов»; гитарист Чарли Хантер Хантер, диск «В открытом Доступе»; Пакито Д’Ривера, кларнет и альт-саксофон, «Панамериканская сюита» и трубач Авишаи Коэн - «Представляя Тривени». Лидирует Ренди Уестон – дважды четыре звезды и дважды – три с половиной.
В летящей по ночному шоссе тайоте, дома у камелька, в проигрывателе МП3 в метро или же просто, укрывшись теплым одеялом в спальне, вы слушаете еженедельное свингующее «Время Джаза»: на коротких и средних, а так же LIVE или в подкасте с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.

Dizzy Gillespie - Bebop - 6:17 - (Dizzy Gillespie - Something Old, Something New – Philips)

ДС: - «Bebop», пьеса Гиллеспи. Состав: Диззи – труба; Джеймс Муди – тенор и альт-саксофоны; Кенни Баррон – фортепьяно; Крис Уайт – контрабас; Руди Коллинс – ударные. Запись 63 года, «Филипс».
Би-боп… Предположим, что вы родились в 1995 году. Такое случается. И слово «би-боп» для вас такая же ахинея, как слово Совнарком. Ясно, что последний как-то связан с наркотиками, шприцами, кокаином и героином. Но би-боп! Увы, он тоже иногда был связан со столовыми ложками, зажигалками и всякими порошками. Теперь, когда гласность добралась и до джаза, скрывать это бесполезно. Но что такое би-боп?
Само слово придумал Диззи Гиллеспи, даже не придумал, а начал напевать на сцене, когда не дудел на трубе. То есть он озвучивал голосом музыкальный интервал характерный для би-бопа - блюзовую квинту. Сама манера петь нечто бессмысленное, ничего не значащие силлабы, произошла от пения скэтом, когда певец или певица (Луи Армстронг или Элла Фитцджеральд) заменяли голосом музыкальные инструменты. Диззи пел би-боп и ри-боп, но поговаривают, что все же первым был Чарли Кристиан, который мычал под нос нечто подобное, играя на гитаре.
Сам стиль был вызовом коммерческому танцевальному свингу. Это был быстрый темп, сложные импровизации и обыгрывание гармонии, а не мелодии. Отцами би-бопа были альт-саксофонист Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, пианисты Бад Пауэл и Телониус Монк, барабанщик Макс Роуч. Есть еще одно предположение: слово би-боп появилось, как эхо выкриков латиноамериканских музыкантов, кричавших «"Arriba! Arriba!" – это крики ободрения, почти что «давай!»
Совнарком тоже кричал «давай!» и это приводило к повышению производительности или к повышению потенциала бесплатной рабочей силы…
Вот историческая, но среднего качества запись с вокалом Диззи:

Oop-Pap-A-Da – 4:56 (Dizzy Gillespie - Pleyel 48 - In Paris – RCA-Victor)


ДС: - «Oop-Pap-A-Da» - те самые безумные силлабы раннего би-бопа. То есть би-боп родился в начале сороковых, а это 28 февраля 48 года, парижский концертный зал Плейель и потрясенная публика (кое-кто сбежал из зала!).
Оркестр Гиллеспи (адская бригада!): Диззи – труба и вокал; Бенни Бейли, Дейв Бёрнс, Леймар Райн Джюниор, Илмон Райт – трубы; Тед Келли, Билл Шепард – тромбоны; Хоуард Джонсон и Джон Браун – альт-саксофоны; Джо Гейлс и Джордж «Биг Ник» Николас – тенор-саксофоны; Сэсил Пейн – баритон; Джон Льюис – рояль; Эл МакКибон – контрабас; Кенни Кларк – ударные; Чано Позо (любимец Диззи) – барабаны конгас и Кенни Хэгуд – вокал.

«Мама, Матти, Джения, Уесли, его жена и я жили в трехкомнатной квартире по адресу: дом 637, Сосновая улица, Фили. Билл, муж Матти, был брадобреем-парикмахером. У него была роскошная машина марки «Корд», золотой зуб, а его парикмахерская находился рядом с нашим домом. Он был слегка жуликом, но ко мне относился замечательно. В конце моей первой недели в Фили он отвел меня в ломбардную лавку и купил мне длинную трубу за 13 долларов. Я был просто счастлив, но он не купил чехол для трубы и я таскал ее в бумажном пакете. Рядом с парикмахерской жил Джонни, альт-саксофонист. Он немедленно нашел мне работу – восемь долларов в неделю в Green Gate Inn. Мой бумажный пакет джазмены приветствовали. Они считали, что это круто. Через несколько недель еще один лабух предложил мне работу в клубе на 12-й улице и Юге. Я вступил в профсоюз негритянских музыкантов и целых пять недель играл на Twelfth & South. Я подбрасывал маме денег, а по городу пошли слухи о молодом трубаче. Бэндлидер Франки Фээрфакс был секретарем профсоюза и он предложил мне пробу. Это был один из лучших оркестров города. Конечно, я читал с листа, поэтому я совсем не волновался. Но ребята оркестра писали ноты сикось-накось и со своей специальной кодировкой. Поэтому во время экзамена я провалился: я играл то, что было написано, а не то, что было поперек. Пианист Билл Доггет объявил: «Этот маленький диззи-кот с юга, который носит трубу в бумажном пакете, не читает с листа!» Так появилось слово Диззи. Но в тот раз оно ко мне не прилипло». «To be or not to bop» - глава девятая.
На коротких и средних, в компании друзей или в полном одиночестве вы слушает «Время Джаза» LIVE или в подкасте с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Dizzy Gillespie – Siboney – 8:35 (Dizzy Gillespie - Diz and Getz – Verve)

ДС: - «Siboney» - популярная кубинская песня 29 года Эрнесто Лекуона. “…Siboney yo te quiero yo me muero por tu amor”. Когда-то гигантский хит и в бывшем СССР. Федерико Феллини использовал музыку песни в фильме «Амаркорд».
Диззи Гиллеспи – труба и квартет Оскара Питерсона. Питерсон – рояль; Хёрб Эллис – гитара; Рей Браун – контрабас и Макс Роуч – ударные. 9 декабря 53 года, Голливуд.
Оркестр Франки Фээрфакса развалился: музыканты покинули бэндлидера, который мудрил с деньгами и не доплачивал джазменам. Диззи продолжал играть в небольших комбо и когда Фээрфакс собрал новый оркестр Диззи, наконец, получил место в секции трубачей. Рядом с ним играл Палмэр Дейвис, который (на этот раз навсегда) приклеил к Джону Бёрксу кличку «Диззи». Кличка самого Палмэра была Фатс Палмэр. Диззи поясняет:
«Отец Палмера,- пишет он,- был музыкантом и первым не-белым капитаном филадельфийского пожарного департамента. Отсюда и кличка, чтобы не путать отца с сыном. Еще два трубача играли в нашей секции: Джимми Хэмильтон и Пит Браун. В первых числах января, сразу после Нового года, Тини Брэдшо прикатил в Фили. У него был на руках контракт – работа в Шарлотт, Северная Каролина. Но Брэдшо был без оркестра и он ангажировал нас всех. И мне довелось спасти жизнь Фатса Палмера. В доме, где мы квартировали, стояли газовые обогреватели. Однажды поздно вечером я добрался до дому, открыл дверь и запах газа ударил мне в нос. Я кое-как дополз до комнаты Фатса и увидел, что он лежит поперек кровати, как мешок. Газ отключил его на все 100. Естественно, он не мог идти. Но он весил 140 кг! А я – 65! С трудом, но я вытащил его в коридор. Когда он проснулся, он сказал, что прилег поперек постели одетым – так…, вздремнуть.
Мы вернулись в Фили и Франки Фээрфакс занялся перераспределением ролей, потому что Джимми Хэмильтон и Пит Браун ушли на вольные хлеба. Он взял в секцию трубачей на их место Чарли Шейверса и Карла Уорвика. У нас были чудесные отношения. В ту эпоху я все еще играл в южном стиле, но с ними я выучил несколько несколько трюков Роя Элдриджа. Дело в том, что я был и пианистом и у меня было огромное преимущество перед трубачами, которые не играли на фортепьяно. Я мог заполучить тонну информации о солистах, играя их соло на пианино. Это меня и продвигало вперед». Диззи, 550-ти страничная автобиография «To be or not to bop».
Не забудем, ему всего лишь 19 лет!

Dizzy Gillespie - St. Louis Blues – 5:50 (DIZZY GILLESPIE Have Trumpet, Will Exite! - Verve)

ДС: - «St. Louis Blues», W.C. Хэнди. Диззи Гиллеспи, труба, Лес Спан – в данном случае - гитара; Джюниор Мэнс – рояль; Сэм Джонс – контрабас и Лекс Хамфрикс – ударные. Февраль 59 года, студия звукозаписи «Columbia», Нью-Йорк.
Брат Гиллеспи, Джеймс Пенфилд, в 37 году переехал в Нью-Йорк. Он снял квартиру на 142 стрит и Седьмом Авеню. На этот раз Диззи не боялся остаться без опеки любимой матушки – все же в Нью-Йорке был его брат. Вместе они сняли квартиру побольше на 216 W и 139 стрит, и Диз отправился по клубам. Он играл на джем-сешенс, но с опаской, так как он не состоял в нью-йоркском профсоюзе и если бы профсоюзник поймал его, штраф мог бы доползти до ста баксов.
«Гораздо проще было с едой, - пишет Диззи. – Я нашел забегаловку, где можно было набить брюхо до предела за 25 центов! А у меня все еще оставались деньги, заработанные в Фили. Так что я не волновался. Я так часто ошивался в дверях клуба «Savoy», что в итоге проходил бесплатно. Не знаю почему, но я приглянулся Чику Уеббу и он разрешал мне играть с его котами. Никому другому он этого не разрешал. Вот там-то я и познакомился с кубинским трубачом Марио Бауза – откуда и моя любовь к кубинским ритмам».
Финишная прямая «Времени Джаза», волны «Свободы» и наш сайт svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.

Dizzy Gillespie with Sonny Stitt - Anythin'– 10:29 (Dizzy Gillespie - Duets – Verve)

ДС: «Anythin'», «Что угодно…» тема Гиллеспи. Диззи – труба; Сонни Стит - альт-саксофон; Рей Браянт – рояль; Томми Браянт (брат Рея) – контрабас и Чарли Пёрсип – ударные. Нью-Йорк, «Nola Studios», ноябрь 57 года.
«Тедди Хилл,- пишет Диззи,- собирался на гастроли в Европу. Я нарвался на него в «Savoy», куда я затащил Лаки Миллиндера. Франки Ньютон был трубачом в те дни у Тедди Хилла. Он заменил Роя Элдриджа, который перешел к Флетчеру Хендерсону. Франки обычно играл с жужжащей сурдинкой и он вовсе не хотел катапультироваться куда-то в Европу. Тедди сказал:
- Я еду в Европу и ищу трубача. Вы не знаете случаем, где я могу найти кого-нибудь стоящего?
– Он перед вами, сэр! - вскричал я (пишет Диз) - Ха! Европа! 70 долларов в неделю! Черт побери!
Мне было двадцать лет и я был холост и безумен… На самом деле мне было всего лишь девятнадцать и мне пришлось катиться назад в Филадельфию, чтобы получить от мамы аффидавит, письменное заверение в том, что я совершеннолетний!».
Вот здесь и имеет смысл остановиться. Продолжение, вестимо, следует. Ведь Диззи Гиллеспи еще не слышал Чарли Паркера!

Dizzy Gillespie and his Orchestra - Johnny Come Lately – 3:38 (Dizzy Gillespie - A Portrait of Duke Ellington – Verve)

ДС: - «Johnny Come Lately», «Джонни приходит позже»… Можно перевести и идиомой «Джонни приходит поздновато – Джонни-новичок». Стандарт Билли Стрейхорна. Альбом Диззи Гиллеспи «Портрет Дюка Эллингтона». Диззи солирует на фоне своего большого оркестра. Запись сделана 27 апреля 60 года в Нью-Йорке.
Вот и все про Диззи на этот раз. Спасибо за ваши отзывы и пожелания. Я снова буду на ваших и наших частотах через неделю. Подкаст вы найдете на нашем сайте svobodanews.ru. Всех вам благ, чао, бай-бай!