В Королевской академии искусств в Лондоне открылась выставка под названием "Здание и революция: советское искусство и архитектура, 1915-1935 годов".
Уже на подходе к выставке посетителей встречает установленная во дворе академического комплекса реконструкция в натуральную величину "Памятника Третьему Интернационалу" Владимира Татлина, известного как "Башня Татлина". Это конструктивистское сооружение задает тон всей экспозиции. Включение в хронологические рамки выставки модернистской советской архитектуры 1915 года устроители объясняют тем, что советский архитектурный авангард в огромной мере черпал свои идеи из конструктивистского искусства, зародившегося примерно в 1915 году. На самом деле в экспозиции освещается короткий период бурного развития новаторской и революционной советской архитектуры и искусства с 1922-го по 1935 год, после чего его развитие было искусственно прервано властями. На огромных фотографиях запечатлены архитектурные сооружения классиков российского архитектурного авангарда – Константина Мельникова, Моисея Гинзбурга, Ильи Голосова, братьев Весниных, а также рисунки, живопись и архитектурные проекты лидеров советского художественного авангарда того времени – Казимира Малевича, Владимира Татлина, Любови Поповой, Ивана Клюина, Густава Кациса.
Среди устроителей выставки, кроме Королевской академии искусств, – московский Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева и Музей современного искусства в Салониках, предоставивший коллекцию конструктивистского искусства Гергия Костаки, вывезенную знаменитым коллекционером в Грецию из Москвы. Огромную работу проделал известный британский фотограф Ричард Пеар, который в течение 20 лет увлеченно фотографировал памятники архитектурного конструктивизма в Москве, Петербурге, Киеве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Баку. Многие из этих зданий уже снесены или требуют серьезного ремонта. Фотографии образцов модернистских советских архитектурных сооружений 20-30-х годов демонстрируются в широком историческом, политическом и культурном контексте. Куратор выставки "Здание и революция" Мэри-Энн Стивенс в интервью РС подчеркивает тесную связь конструктивистской архитектуры с официальной идеологией первых лет советской власти:
–Думаю, что идейная установка конструктивистской архитектуры очень тесно соотносится с советской социалистической идеологией. Становление нового государства требовало, чтобы язык искусства и архитектуры соответствовал революционным целям нового режима и порвал все связи с прошлым. А поскольку этот язык был в высшей степени радикальным и новаторским, то он в полной мере соответствовал этим государственным требованиям. Следует признать, что большинство (если не все) архитекторов того времени разделяли идейные установки советской власти.
– Чем были вызваны последовавшие в середине 30-х годов гонения на архитектурных новаторов, казалось бы, разделявших коммунистическую идеологию?
– Этому есть простое и трагичное объяснение. После смерти Ленина и превращения Сталина в единоличного и обожествляемого лидера советского режима возникла ситуация, когда вкусы диктатора стали господствующими в советской культуре. Сталин был уверен, что абстрактное искусство, в частности супрематизм и конструктивизм, непонятны народу и отторгаются им. Советский режим позиционировал себя как народное государство. По мнению Сталина, такое искусство невозможно использовать в пропагандистских целях, а это – главная функция искусства. Для этого необходимо было создать искусство социалистического реализма. Власти считали, что архитектура должна принадлежать народу. Народ должен жить во дворцах – таков был лозунг того времени, и это автоматически возвращало архитектуру к классическому языку прошлого с его эстетическим пафосом, грандиозными арками, пилястрами, капителями, колоннами и тому подобным.
– Какое место в истории мировой архитектуры принадлежит ее модернисткой советской разновидности?
– Одним из интересных аспектов истории советской конструктивистской архитектуры состоит в том, что на протяжении долгого времени к ней относились лишь как к некоему подстрочному примечанию к истории архитектуры ХХ столетия. Не признавалось, что она внесла заметный вклад в ее развитие. Однако в последние десятилетия укоренилось мнение, что эта архитектура была очень важным явлением своего времени. Более того, сейчас, сравнивая достижения советских и западных архитекторов того времени, в частности работы Ле Корбюзье и Моисея Гинзбурга, становится очевидным, что идеи Гинзбурга нашли отражение в проектах Корбюзье лишь лет через двадцать в виде его концепции так называемой "Жилой единицы" в Марселе.
Уже на подходе к выставке посетителей встречает установленная во дворе академического комплекса реконструкция в натуральную величину "Памятника Третьему Интернационалу" Владимира Татлина, известного как "Башня Татлина". Это конструктивистское сооружение задает тон всей экспозиции. Включение в хронологические рамки выставки модернистской советской архитектуры 1915 года устроители объясняют тем, что советский архитектурный авангард в огромной мере черпал свои идеи из конструктивистского искусства, зародившегося примерно в 1915 году. На самом деле в экспозиции освещается короткий период бурного развития новаторской и революционной советской архитектуры и искусства с 1922-го по 1935 год, после чего его развитие было искусственно прервано властями. На огромных фотографиях запечатлены архитектурные сооружения классиков российского архитектурного авангарда – Константина Мельникова, Моисея Гинзбурга, Ильи Голосова, братьев Весниных, а также рисунки, живопись и архитектурные проекты лидеров советского художественного авангарда того времени – Казимира Малевича, Владимира Татлина, Любови Поповой, Ивана Клюина, Густава Кациса.
Среди устроителей выставки, кроме Королевской академии искусств, – московский Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева и Музей современного искусства в Салониках, предоставивший коллекцию конструктивистского искусства Гергия Костаки, вывезенную знаменитым коллекционером в Грецию из Москвы. Огромную работу проделал известный британский фотограф Ричард Пеар, который в течение 20 лет увлеченно фотографировал памятники архитектурного конструктивизма в Москве, Петербурге, Киеве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Баку. Многие из этих зданий уже снесены или требуют серьезного ремонта. Фотографии образцов модернистских советских архитектурных сооружений 20-30-х годов демонстрируются в широком историческом, политическом и культурном контексте. Куратор выставки "Здание и революция" Мэри-Энн Стивенс в интервью РС подчеркивает тесную связь конструктивистской архитектуры с официальной идеологией первых лет советской власти:
–Думаю, что идейная установка конструктивистской архитектуры очень тесно соотносится с советской социалистической идеологией. Становление нового государства требовало, чтобы язык искусства и архитектуры соответствовал революционным целям нового режима и порвал все связи с прошлым. А поскольку этот язык был в высшей степени радикальным и новаторским, то он в полной мере соответствовал этим государственным требованиям. Следует признать, что большинство (если не все) архитекторов того времени разделяли идейные установки советской власти.
– Чем были вызваны последовавшие в середине 30-х годов гонения на архитектурных новаторов, казалось бы, разделявших коммунистическую идеологию?
– Этому есть простое и трагичное объяснение. После смерти Ленина и превращения Сталина в единоличного и обожествляемого лидера советского режима возникла ситуация, когда вкусы диктатора стали господствующими в советской культуре. Сталин был уверен, что абстрактное искусство, в частности супрематизм и конструктивизм, непонятны народу и отторгаются им. Советский режим позиционировал себя как народное государство. По мнению Сталина, такое искусство невозможно использовать в пропагандистских целях, а это – главная функция искусства. Для этого необходимо было создать искусство социалистического реализма. Власти считали, что архитектура должна принадлежать народу. Народ должен жить во дворцах – таков был лозунг того времени, и это автоматически возвращало архитектуру к классическому языку прошлого с его эстетическим пафосом, грандиозными арками, пилястрами, капителями, колоннами и тому подобным.
– Какое место в истории мировой архитектуры принадлежит ее модернисткой советской разновидности?
– Одним из интересных аспектов истории советской конструктивистской архитектуры состоит в том, что на протяжении долгого времени к ней относились лишь как к некоему подстрочному примечанию к истории архитектуры ХХ столетия. Не признавалось, что она внесла заметный вклад в ее развитие. Однако в последние десятилетия укоренилось мнение, что эта архитектура была очень важным явлением своего времени. Более того, сейчас, сравнивая достижения советских и западных архитекторов того времени, в частности работы Ле Корбюзье и Моисея Гинзбурга, становится очевидным, что идеи Гинзбурга нашли отражение в проектах Корбюзье лишь лет через двадцать в виде его концепции так называемой "Жилой единицы" в Марселе.