Смерть Магнитского. Дело не главных врачей

Сергей Магнитский

Завершено следствие по делу врачей, не оказавших достаточную помощь юристу фонда Hermitage Capital Сергею Магнитскому. В 2009 году он скончался в одном из следственных изоляторов Москвы.

В ближайшее время дело о гибели Сергея Магнитского будет передано в суд. Названы имена двух сотрудников уголовно-исполнительной системы, которых в Следственном комитете России считают виновниками случившегося: Дмитрий Кратов и Лариса Литвинова. Об окончании расследования в отношении этих обвиняемых заявил 1 ноября официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин.

- Кратову, занимавшему на момент смерти Магнитского должность замначальника изолятора по лечебно-профилактической работе, предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 293 Уголовного кодекса России, то есть в халатности. Врачу-лаборанту Литвиновой предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 109 Уголовного кодекса России, квалифицируемого как причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей...

Владимир Маркин отметил, что дела врачей из Бутырского СИЗО выделены в отдельное производство, а следствие по основному делу продолжается. По его словам, в случае выявления иных лиц, причастных к гибели Сергея Магнитского, они не избегут уголовной ответственности.

В фонде Hermitage Capital, где работал Сергей Магнитский, действия Следственного комитета считают полумерами, заявляя, что Магнитский умер не из-за халатности, как хотят представить это следственные органы. Говорит бывший коллега Сергея Магнитского Джемисон Файерстоун:

- Это называется убийство, а не халатность. Это не врачи, которые ошиблись, это следователи, которые специально убили свидетеля, который обвинил этих следователей. Таково официальное заключение Совета по правам человека при президенте России. Следственный комитет не хочет прочитать доклад Совета. Потому что если они прочитают этот доклад, им придется арестовывать своих офицеров, - уверен Файерстоун.

Расследование было взято на особый контроль президентом России. Дмитрий Медведев даже поручил членам правозащитного Совета провести независимую экспертизу обстоятельств гибели юриста. Результаты этого исследования были опубликованы в июле. Независимые эксперты пришли к выводу о наличии явного конфликта интересов в расследовании дела Магнитского, поскольку оно проводилось теми же сотрудниками правоохранительных органов, против которых он выдвигал обвинения.

Кроме того, было установлено, что неоказание медицинской помощи Сергею Магнитскому связаны с действиями либо бездействием ряда сотрудников следственных органов и пенитенциарной системы. Их имена перечислены в экспертном заключении и, соответственно, доведены до сведения президента России.

По мнению руководителя московской Общественной наблюдательной комиссии по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Валерия Борщева, не Кратов и Литвинова являются главными виновниками гибели Магнитского.

- Когда мы на третий день после смерти Магнитского приехали в Бутырку, мы разговаривали с Литвиновой. Она сказала: "Я добивалась перевода Магнитского в "Матросскую тишину". Я ее спросил, кто мешал. В этот момент ее увели от нас. Мы, конечно, потом выяснили, кто ей препятствовал - это следователь Олег Сильченко. Вот главный виновник. Это также врач Александра Гаус, которая принимала Магнитского в "Матросской тишине". Она диагностировала обострение болезни, вызвала "скорую помощь" и передала его восьми надзирателям, которые заковали его в наручники и отвели в бокс, где он умер. Это прямая квалификация статьи "Неоказание медицинской помощи". Тем не менее, она не привлечена к ответственности, - подчеркивает Валерий Борщев.

Отчет Общественной наблюдательной комиссии приобщен к делу о расследовании обстоятельств смерти Сергея Магнитского. Правозащитники заявляют, что будут настаивать на том, чтобы поименованные в нем лица, в частности, следователь Олег Сильченко и врач Александра Гаус, были привлечены к уголовной ответственности. Однако, по словам Валерия Борщева, этому откровенно препятствуют представители правоохранительных органов.

Супруга Сергея Магнитского, по словам её адвоката Дмитрия Харитонова, официального уведомления о завершении расследования не получала, но считает, что СК должен продолжать следствие, чтобы привлечь к ответственности и других виновных в трагедии.

Говорит адвокат Дмитрий Харитонов:

- Расследование должно быть продолжено. Я абсолютно уверен, что есть основания для привлечения иных лиц к ответственности за то, что произошло с Сергеем. Врачей, которые принимали Сергея в "Матросской тишине". Следователя, который возглавлял следственную группу. Именно по его ходатайству был арестован Сергей. Именно по его ходатайствам в течение года срок содержания под стражей для Сергея продлевался. Именно следователя мы просили, чтобы он обратился к начальнику изолятора с просьбой провести Сергею обследование. Именно следователь сказал, что здоровье его подопечных не входит в его компетенцию. Я думаю, что этим обстоятельствам должна быть дана правовая оценкам...

Валерий Борщев в интервью Радио Свобода заявил, что, несмотря на попытки реформировать уголовно-исполнительную систему, в пенитенциарной системе мало что изменилось:

- В Бутырке действительно сделали выводы. Например, когда у них содержался Станислав Канкия, начальник Бутырки Телятников написал, что он тяжело болен и возможен летальный исход. В "Матросской тишине" врачи не сделали никаких выводов. Мы не можем добиться освобождения из СИЗО Владимира Орлова, который уже больше двух лет там сидит. Состояние его тяжелейшее. Он не встает с кровати. Он просто умирает. Наталью Гулевич, по поводу которой высказался даже Европейский суд по правам человека. Станислава Канкия. Выводов не сделано потому, что главные виновники в деле Магнитского не наказаны...


37-летний юрист фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский скончался в СИЗО "Матросская тишина" 16 ноября 2009 года. Повторная судебно-медицинская экспертиза подтвердила, что ему не оказывали надлежащей медицинской помощи.