В Ульяновске впервые состоялся конкурс красоты для девушек-инвалидов «Мисс Очарование». Из восьми участниц в возрасте от 18 до 35 лет трое передвигались в инвалидных колясках. Девушки демонстрировали умение презентовать себя в течение минуты, давать интервью, составлять цветочную композицию, показывали свои творческие способности, включая кулинарные. Победительницей была названа работница салона красоты Марина Савченко (ей приходится преодолевать детский церебральный паралич).
Марина Савченко: Райское ощущение! То, что я преодолела все и стало первой. Все участники были великолепны, а ты оказалась первой и самой красивой.
Сергей Гогин: В Ульяновской области насчитывается 135 тысяч инвалидов всех категорий, то есть каждый десятый житель региона. Конкурс красоты был организован как раз для того, чтобы привлечь внимание общества к их проблемам, говорит начальник отдела социальной поддержки ветеранов и инвалидов регионального министерства труда и соцразвития Владимир Бурмистров.
Владимир Бурмистров: Ну как у нас относятся к инвалидам? Общество их не видит и не знает, ему легче находиться в стороне от этих людей. К сожалению, наш менталитет таков, что пока человека /эта проблема/ не коснется, он этого не замечает. Говоря о доступности среды, мы не говорим только об инвалидах. Обычно доступность среды связывают со строительством пандусов. Да нет! Доступность среды – это когда человек вообще может и должен чувствовать себя наравне со всеми. Речь идет и о пенсионерах, о маломобильных гражданах, о молодых матерях, о беременных женщинах.
Сергей Гогин: В Советском Союзе градостроители, видимо, исходили из того, что в стране живут только здоровые, полные сил люди, поэтому российские города и сегодня плохо приспособлены для инвалидов. Тот, кто живет в старом доме без лифта и пандуса, без посторонней помощи не выйдет на улицу. Такие пребывают в вынужденном заточении в своих квартирах. Облегчить их участь призвана программа социальной интеграции и реабилитации инвалидов, которая действует в Ульяновске последние шесть лет. Говорит заместитель председателя городского комитета здравоохранения Людмила Бабунова:
Людмила Бабунова: Как и планировали установить пандусы в подъездах, так мы по плану их и устанавливаем: и в подъезде откидные пандусы, и около входа. Кроме того, расширяем балконные двери, чтобы человек на коляске мог выехать подышать хотя бы на балконе. Ну, и так перепланировки делаем: расширяем вход на кухню, в ванную, в туалет.
Сергей Гогин: Благодаря программе по созданию безбарьерной среды, город становится несколько более доступным для инвалидов: только в этом году оборудовано около 200 пандусов для въезда в учреждения и магазины. В ходе дорожных работ было устроено 400 пандусов. Но людей в инвалидных колясках в центре города, в магазинах, на выставках и в драмтеатре почему-то не стало больше. Что же нужно инвалидам, спрашиваю у руководителя районной организации инвалидов детства Дмитрия Бузуева:
Дмитрий Бузуев: Большее социальное вовлечение: какие-то мероприятия проводить специально для этих ребят, чтобы ни перестали стесняться, раскрепостились. Желательно, чтобы эти мероприятия были совместно со здоровыми ребятами. Чтобы инвалиды поняли, что их не считают какими-то изгоями.
Сергей Гогин: Для этого молодой психолог Анна Кутинова, участница конкурса «Мисс Очарование», предлагает для начала позиционировать такие мероприятия по-другому:
Анна Кутинова: Не особое мероприятие для особых людей, не так конкретно выделять, просто указывать какие-то особенности.
Сергей Гогин: Когда нужно куда-то поехать, инвалид без посторонней помощи не справится: общественный транспорт для маломобильных граждан не приспособлен. Впрочем, в Ульяновске с июня действует так называемое социальное такси – два микроавтобуса «Газель», оборудованных подъемником. Эта услуга бесплатна. Говорит диспетчер социального такси Елена Латипова:
Елена Латипова: Возим в медицинские учреждения, в муниципальные учреждения, на вокзал, провожаем-встречаем людей. И все это ограничивается тем, что пока у нас всего две единицы транспорта.
Сергей Гогин: В день удается выполнять не более десяти заявок, поэтому записываться на социальный транспорт приходится за десять дней. Зато одна из частных автошкол на льготных условиях учит инвалидов вождению автомобиля с ручным управлением.
Елена Латипова: На данный момент у нас первая группа в количестве девяти человек, в том числе и я. Трое «колясочников» из этой группы. Обучение стоит две тысячи рублей всего. В общей группе занимаемся, никаких поблажек нам нет, и это хорошо: на дороге никто не будет поблажки нам делать. Кроме 20 занятий вождения по плану, нам еще 5 дополнительных бесплатных сделали для инвалидов.
Сергей Гогин: Вице-«Мисс Очарование» Анастасия Подсевалова из рабочего поселка Вешкайма Ульяновской области – из тех, кто не стесняется своей инвалидной коляски. Она заканчивает юридический факультет Ульяновского госуниверситета, вместе с друзьями создает радиопрограммы в Интернете. Ее эфирный псевдоним – Анастасия Радужная.
Анастасия Подсевалова: У меня, можно сказать, свой бизнес-проект. Это IT-подкаст о современных технологиях и второй подкаст – юмористический, называется «Вечерний кефир». В России появляется аудитория, которая способна платить за хороший продукт. Главный источник доходов – это пожертвования от наших слушателей.
Сергей Гогин: Но в родной Вешкайме, да и в Ульяновске для Анастасии пока еще много барьеров.
Анастасия Подсевалова: Меня ограничивают не мои ограничения, а отсутствие инфраструктуры в моем городе: бордюры, неприспособленный транспорт, лестницы опасные пандусы. Пандусов сейчас везде понастроили, но пользоваться ими практически невозможно: редкий пандус отвечает стандартам. Безбарьерная среда – это очень много: это открывало бы большие перспективы в работе, в отдыхе, в общении с друзьями. Это все есть в моей жизни, но мне приходится прикладывать усилия, чтобы отдыхать, общаться с друзьями, посещать культурные мероприятия.
Сергей Гогин: Елена Латипова, которая является еще и руководителем городской организации ВОИ, отмечает, что отношение к инвалидам в обществе меняется к лучшему.
Елена Латипова: Раньше считалось, что /инвалид – это/ убогий такой, жалко его. А сейчас все больше смотрят как на равного. Инвалиды стали чаще выходить из дома, не только потому, что появились пандусы, а потому что обстановка стала благоприятней. В университете много стало учиться ребят /инвалидов/, трудоустраиваются. Трудом – это тоже реабилитация, и через образование – это тоже реабилитация и адаптация в обществе.
Сергей Гогин: Состоявшийся в Ульяновске конкурс красоты «Мисс Очарование» – тоже форма адаптации инвалидов, и еще - напоминание обществу о том, что люди с ограниченными возможностями способны испытывать всю гамму человеческих чувств и так же достойны счастья.