Возвращение с Марса

Журналисты наблюдают за "высадкой на Марс" в рамках эксперимента "Марс-500". 14 февраля 2011 г



4 ноября 2011 года завершается эксперимент по моделированию пилотируемого полета на Марс (проект "Марс-500"). Для шестерых членов экипажа, после выхода их из экспериментального комплекса, будет введен карантин – так называемый обсервационный режим, во время которого они пройдут углубленное медицинское обследование. Само завершение эксперимента и выход экипажа из объекта будет транслироваться через спутник в прямом эфире, а пресс-конференция с участниками и организаторами проекта пройдет 8 ноября.

"Марс-500 " стартовал 3 июня 2010 года. Экипаж в настоящее время, по версии проекта, находится на орбите Земли, и собственно "приземление" состоится 4 ноября.

Все это время модуль "марсолета" находился на территории московского Института медико-биологических проблем – в окрестностях метро "Полежаевская". На борту корабля, сконструированного с помощью Европейского космического агентства, кроме отдельных исследовательских модулей, есть даже мини-оранжерея. В годовщину старта проекта марсонавты включили выращенный урожай в праздничное меню – приготовили "марсианскую" пиццу с ростками бамбука, выращенного на собственном огороде.

Эксперимент в какой-то степени был открыт для общественности, поэтому до сих пор в блогосфере и на форумах обсуждают даже качество отбора участников. Но все ждут, конечно, официальных итогов эксперимента, в котором участвовало трое россиян, итальянец, китаец и француз. 250 суток имитационного полета они добирались до Марса, 30 ушло на "высадку и осмотр планеты", и 240 суток – на "дорогу обратно".

Рассказывает главный менеджер проекта, заместитель директора Института медико-биологических проблем Марк Белаковский:

– Я не знаю, что они скажут после эксперимента, но многие, может быть, не согласились бы полететь, потому что реальная экспедиция на Марс, конечно, будет очень тяжелой. Сроки полета на Марс сегодня назвать трудно. Пройдет не менее 20 лет, но пилотируемый полет на Марс все равно состоится. Если у человечества не будет путеводных звезд – тогда вообще не будет перспектив для его развития. Я приехал недавно из Киото, где 12 космических агентств начали готовить карту будущих космических полетов. Эксперимент – прекрасный пример успешного международного сотрудничества. С уверенностью могу сказать, что реальный полет на Марс будет только международным, и только в сотрудничестве между космическими лидерами, – считает Марк Белаковский.

Доля России в мировых космических услугах составляет сегодня лишь 3 процента. Руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин привел эти данные, выступая 7 октября в Государственной думе. Он также заявил, что для России пилотируемые полеты на Марс и астероиды – перспектива неблизкая, и, скорее всего, приоритетом для дальнейшего исследования и освоения должна стать Луна. Но стратегия развития космонавтики до 2050 года пока лишь разрабатывается. Самое близкое событие – долгожданный запуск миссии "Фобос-Грунт", в ходе которой российский аппарат опустится на спутник Марса и после проведения ряда исследований доставит на Землю около 100 граммов почвы.

Космонавт-испытатель Олег Артемьев, летом этого года включенный в основной экипаж мартовской экспедиции МКС в 2014 году, участвовал в предыдущих проектах Института медико-биологических проблем – двух двухнедельных и одном 105-суточном:

– На тренировки космонавтов это совсем не похоже. Немножко другие задачи. Если по-простому объяснить, надо сохранить здоровье в том состоянии, чтобы космонавт мог выполнить свою задачу, спуститься на Марс, выполнить какую-то работу и вернуться обратно. То есть необходимо научить людей, которые будут со стороны Земли следить за этим полетом, общаться с таким экипажем. У этого полета очень много тонкостей. Срочного возвращения на Землю не получится. Во-первых, может связь пропасть, а если связь и есть, она проходит с задержкой. Вам скажут "привет", а вы чего-то не услышите и скажете: "Что-что?" – и это "что-что" придет через 20 минут, а ответ – только через 40. Большинство таких неприятных моментов отыграли предварительно на этих экспериментах, – рассказывает Олег Артемьев.

Она вспоминает строчки из книги Сент-Экзюпери "Цитадель":

– Как заклинание у него там: если я не буду строить храмов-кораблей, снаряженных в неведомое, если не корпеть над стихами, которые разбередят душу человеку, то, конечно, сбережется немало времени, но стоит ли тратить его на утучнение человечества? Не лучше ли – на облагораживание? И вот я возвожу храмы и кропотливо отделываю стихи. И потом он говорит: если я воодушевлю народ свой любовью к морским странствиям, к путешествиям, и если их отягощенные любовью сердца всех толкнут в русло единое, то все увидят, что каждый из них по-разному будет действовать, в зависимости от склада натуры. Корабль строится не потому, что ты учишься шить паруса, ковать гвозди, наблюдать за звездами, – он строится только тогда, когда ты сам пробуждаешься страстью к морю и к путешествиям. И все противоречия тонут на фоне этого всеобщего стремления, – сказал Олег Артемьев.

От Земли до Марса – почти 160 миллионов километров. Проект "Марс-500", возможно, станет самым серьезным испытанием человеческой воли. Полная изоляция на 520 дней. Шесть добровольцев провели две сотни научных тестов. В феврале этого года трое из экипажа "высаживались" на поверхность Марса. В специальном модуле, где имитировалась небольшая невесомость, они провели 30 дней. Тяжелые скафандры тоже весили по 30 килограммов.

4 ноября этот эксперимент, о котором подробно рассказывал в программе "Время гостей" вице-президент РАН, научный руководитель Института медико-биологических проблем Анатолий Григорьев, завершается.