Марина Тимашева: По итогам съезда Союза театральных деятелей вышел конфликт. Многие люди, которые предпочли смотреть его в прямой трансляции в Интернете, немедленно приступили к обсуждению в социальных сетях. Они попеняли делегатам за то, что те были не бодры и не свежи ( замечу, что съезд открывался в 10 утра, и большинство делегатов прибыли в ''Президент-отель'' прямо с поезда или из аэропорта), а также за то, что на ком-то из дам был берет, да и вообще не слишком выбирали выражения. Заместитель Калягина, Геннадий Смирнов почти сразу объявил, что все желающие могут присылать на Фейсбук предложения съезду, на этот призыв никто не откликнулся, но Смирнов, по ходу действия, зачитал некоторые комментарии. А РИА-новости распространили эту информацию на новостных лентах, после чего в газете "Коммерсант" появилась статья Романа Должанского, в которой он , в частности, усомнился в том, что частную переписку в социальных сетях уместно предавать огласке. Александр Калягин решил ответить.
Александр Калягин: Трансляция съезда СТД шла в интернете в режиме он-лайн - все желающие могли включиться в работу съезда и задать свои вопросы. Желающие нашлись - молодые и не очень молодые театральные критики. В социальных сетях, в Фейсбуке весело комментировали происходящее. Вопросов они не задавали и, вообще, вряд ли слушали тех, кто выступал. Ну что им за интерес слушать, скажем, Наталью Кугель, которая говорила о мемориале Мейерхольда в Пензе, они общались исключительно друг с другом и, скажем прямо, в выражениях не стеснялись. Рассчитывали ли они, что их реплики будут обнародованы, не знаю, но вели себя вполне вызывающе: казалось, специально эпатировали в надежде быть замеченными. Уже потом Роман Должанский в статье, опубликованной в газете ''Коммерсант'', стал рассуждать ''о статусе виртуальных способов общения'', о том, ''правомочно ли транслировать в окружающий мир высказывания гостей без их согласия'', и, если без согласия, то, как он выразился, ''это попахивает доносом''. Господин Должанский прекрасно знает, что если бы участники шоу в Фейсбуке не пожелали публично раздеться, то они нашли бы способ прикрыться. ''Съезд не радостен, не свеж, и не молод». Самое страшное, когда показывают зал с делегатами. Смотришь и думаешь: и вот эти рожи есть наши театральные деятели?'',- продолжила обсуждение Марина Давыдова, главный редактор журнала ''Театр''. Должен сказать, что главному редактору, вместо того, чтобы наблюдать за съездом, сидя дома, и переговариваться с друзьями, надо бы пойти на съезд. Когда еще будет возможность встретиться сразу со столькими главными режиссерами российских театров? Давыдовой хорошо бы услышать то, что говорил главный режиссер из Воронежа Михаил Бычков, кстати, человек не старый и современно мыслящий. А Бычков высказался о журнале ''Театр'' вполне определенно: про мировой театр, может быть, интересно читать, но хотелось бы, чтобы кто-то писал и про российский.
Но Марине интереснее ответ коллеги на ее постулат о ''рожах''.
''Рожи как рожи. Родина''— пишет ей Роман Должанский из ''Коммерсанта''. ''Ни фига! Вот мы вчера на Артплей зашли— куча молодых и (по большей части) довольно приятных лиц. Тоже ведь Родина''— защищает Родину главный редактор.
Какое для меня чудесное открытие— приятные лица, оказывается, все-таки есть на родине, надо только места знать, где собираются молодые люди с приятными лицами. Марина, слава Богу, назвала это святое место— Артплей. Интересно, какие там принципы фейс-контроля и дресс-кода? Наверняка, очень суровые, пропускают только молодых, хорошо одетых и с приятными лицами. Есть вероятность, что делегатов с Алтая или артиста из Адыгеи могут и не пустить. Не уверен, что народным артистам СССР в Артплее будут рады, что и говорить, ведь Вера Кузьминична Васильева, Армен Борисович Джигарханян, Михаил Ильич Бушнов, бывшие на съезде — уже не молоды. То, что лица их благородны и значительны, и что всей своей длинной жизнью заслужили они уважение, нашей компании насмешников невдомек.
Марина Тимашева: Досталось от Александра Калягина и Радио Свобода, точнее, филологу, преподавателю ВШЭ Ольге Рогинской, которая выступила на радио в качестве эксперта
Александр Калягин: Фамилию слышу впервые, стало интересно. Почти на первой фразе начинаю спотыкаться: ''Но, конечно, СТД не имеет никакого отношения к вопросам формирования современного адекватного языка и соответствующих социальных и экономических моделей реализации театрального проекта''. Звучит мудрено, а смысл не уловить. О чем идет речь? Театр у нас нынче, что ли , называется ''театральным проектом''? Или ''театральный проект''— это один спектакль? Наконец, почему СТД должен иметь отношение к формированию современного адекватного языка,— ведь, если я правильно понял, здесь речь идет о художественном языке? Но кто, кроме самого художника, может это сделать?
Слово ''проект'' — видимо, любимое, и дальше оно звучит не однажды: ''вернет ли себе российский театр статус политического и социального проекта'', задается вопросом Ольга Рогинская. Она уверена, что при Калягине — не вернет. Рогинская уверена, что сохранение единства сообщества, которое ставит себе в заслугу СТД, вовсе не заслуга.
На вопрос: ''Есть ли какая-то альтернатива СТД?'', Рогинская отвечает: ''Мне кажется, что есть, только … это сообщество во многом локализовано вокруг многочисленных театральных фестивалей, внутри которых происходят различные ''круглые столы'' и дискуссии. И вот там — и на ''Золотой маске'', и на фестивале ''Новый европейский театр'' — это сообщество и собирается вместе.
Но, конечно, есть и сетевые ресурсы, анимированные, кстати, не без участия СТД, журнал ''Театр'', например. Вот собственно, те сообщества, в рамках которых происходят дискуссии, и ведется полемика''.
И как же ей объяснить, что ''Золотая Маска'' — это фестиваль СТД, его идея родилась внутри СТД и до сих пор реализуется при нашем непосредственном участии. Что журнал реанимирован не ''при участии СТД'', а исключительно усилиями, в том числе и финансовыми, нашего театрального Союза, и даже фестиваль “NET” сидит в нашем помещении. Что касается ''реального театрального ландшафта'', то сама фраза, которая перескакивает из одной статьи в другую, уже вызывает раздражение. Говорят, у актеров штампы, да, действительно, они есть, но у каждого свои собственные, а у критиков, объединенных в стаю, общие на всех. В этом-то и вся разница.
Участников реалити-шоу, наблюдающих за театральным съездом, было больше.
Почему бы им не прийти на съезд и не сказать все, что хотелось сказать, глядя в лицо сидящим в зале? Почему? Каждый мог бы это сделать - аккредитовали всех. Я думаю, что на самом деле им глубоко наплевать на Театральный союз, на людей театра, на театр России. Поиздеваться — пожалуйста. Но подумать, как сделать лучше - это их не касается.
Марина Тимашева: Довольно сложно возразить Калягину по существу. Иное дело, что самая серьезная и болезненная тема - ситуация в петербургском Доме ветеранов сцены - как-то выпала из поля зрения общественности, а она так и не снята с повестки дня. Старенькие артисты просили на время ремонта не перевозить их в Комарово, а переселить в другие корпуса на территории Дома, предварительно немного эти строения отремонтировав. От их имени с обращением к съезду выступил Олег Басилашвили, там же было решено создать комиссию, которая в этом вопросе разберется, но в постановлении съезда про комиссию отчего-то ничего не сказано. А сказано вот что. Цитирую: "….одобрить решение секретариата СТД РФ от 27 апреля 2011 года о временном (на период ремонта ДВС) размещении ветеранов в Доме отдыха "Комарово". Председателю СТД РФ направить каждому ветерану именной сертификат, гарантирующий их возвращение в Дом ветеранов по окончании ремонта". Увы, гарантировать, что люди доживут до окончания ремонта, СТД РФ не может. Ситуация осложнена тем, что корпуса, в которых живут ветераны, СТД передал государству (об этом просили сами ветераны, потому что государство в последние годы очень им помогало). Но теперь получается так, что ветераны ''принадлежат'' СТД, а недвижимость – государству. Значит, теперь нужно обращаться уже не к Союзу, а к администрации Президента.
Вторая серьезная проблема - полное отсутствие альтернативы Александру Калягину. Театральное сообщество не выдвинуло ни одного кандидата на этот пост. И, кажется, нет ни одного знаменитого актера, который хотел бы занять должность Председателя СТД. Калягин на мой вопрос, как он сам к этому относится, не скучно ли ему, в отсутствии драматической интриги, ответил:
Александр Калягин: Я задумывался о том, чтобы привести, воспитать (правда, воспитать нельзя), какого-то человека. Но я все равно не задумывался над этим глубоко. Пока ноги носят, пока активность еще не угасла, можно еще делать дело. Приятно мне или неприятно? Абсолютно никак. Клянусь! Даже не буду комментировать свое состояние, оно достаточно рабочее. То отношение, что я чувствовал в регионах , любовь - приятно, то, что в Москве особый климат — понятно, но меня это не настораживает, не пугает. Значит, всему свое время.
Марина Тимашева: Третий конфликт возник после того, как народный артист России, худрук Малого театра Юрий Соломин выразил возмущение: никто не удосужился пригласить его на съезд Союза театральных деятелей. В СТД отвечают, что Юрий Соломин несколько лет назад добровольно вышел из Союза, поэтому и не был приглашен на съезд. Формально все верно, однако, следовало пригласить. И вот еще одна тема - отношение СТД с властью. Говорит Александр Калягин:
Александр Калягин: Действительно, за последние время много встречались первые лица с деятелями театра. Но почему-то поручения, которые даются, не выполняются или почти не выполняются. Это - самое обидное и это беспокоит. И, главное, все отчитываются, вроде бы что-то происходит, а на самом деле ничего не происходит. Вот это удручает. Наша переписка с министром печати и информации интересна сама по себе, потому что ничего не происходит с точки зрения поддержки печатных изданий.
Марина Тимашева: Действительно, вот и газета ''Культура'' объявила, что ей грозит банкротство - временно приостановлено издание газеты, которая выходила 82 года, но власти пока не реагируют и на это печальное сообщение.