Памяти лидера кубинской организации "Дамы в белом"

Лаура Польян

Ирина Лагунина: Американская певица кубинского происхождения Глория Эстефан назвала ее «олицетворением силы кубинской женщины» и «блестящим примером мужества, мира и непоколебимости, которому будут следовать те, кто борется за свободную Кубу». Недавняя кончина кубинской правозащитницы Лауры Польян вызвала широкий резонанс в мире. Памяти безвременно ушедшей из жизни выдающейся правозащитной деятельницы, лидера движения «Дамы в белом», посвящен репортаж Виктора Черецкого.

Виктор Черецкий: Лауре Польян было 63 года. Ее имя стало известно в мире после событий 2003 года, когда кубинский режим арестовал и приговорил к длительным срокам заключения, до 30 лет лишения свободы, 75 представителей интеллектуальной элиты страны – за так называемую «подрывную деятельность». Рассказывает находящийся в изгнании лидер партии Демократическая платформа Кубы публицист Карлос Альберто Монтанер.

Карлос А. Монтанер: В марте 2003 года произошли события, которые в истории Кубы получили название «репрессий черной весны». Тогда были схвачены и осуждены писатели, журналисты, общественные деятели – люди, которые требовали всего лишь проведения референдума на тему, хотят ли кубинцы сохранения существующей коммунистической системы. Все они были сторонниками сугубо мирных методов борьбы за демократические преобразования на острове. Некоторые из них публиковали статьи в зарубежной прессе. Никто из осужденных не предпринимал каких-либо насильственных действий. Среди них был и инженер Эктор Маседа, муж Лауры Польян.

Виктор Черецкий: После этих событий в доме у Лауры, учительницы испанского языка и литературы, стали собираться жены, сестры, матери и подруги осужденных. Что делать? Что вообще могут сделать женщины для освобождения узников совести в стране, где нет ни прав, ни свобод, где свирепая диктатура наказывает любое инакомыслие? И вот, одевшись во все белое, взяв в руки гладиолусы, они начали устраивать каждое воскресенье молчаливое шествие по «Пятой авениде» Гаваны. Состоялись и первые митинги, на которых зазвучал голос Лауры Польян.

Лаура Польян: Правда – на нашей стороне, потому что наши мужья ни в чем не виноваты. Их обвиняют лишь в том, что они мыслят не так, как приказывает правящий режим. Но это еще не дает права держать их в тюрьме 20, 25 или 28 лет. Их пытаются заживо похоронить, но мы этого не допустим!

Виктор Черецкий: Все последние годы к движению «Дам в белом» было приковано внимание не только кубинцев, противников режима, но и международного сообщества, обеспокоенного ситуацией с правами человека на Кубе. Сама Лаура Польян и ее соратницы не раз обращались к мировому общественному мнению за поддержкой. Вот одно из ее обращений.

Лаура Польян: Мы призываем всех, кто хочет помочь нашему делу, проявить с нами солидарность и присоединиться к нашей борьбе. Мы поддерживаем связь со многими правозащитными организациями в мире – и в Соединенных Штатах, и в Европе. Мы знакомим мировую общественность с печальным положением наших близких в кубинских тюрьмах. Мы выражаем особую благодарность тем правозащитникам и журналистам, которые приезжают на Кубу, проявляя личную смелость, чтобы встретиться с нами и поддержать нас. Мы считаем, что эти люди вносят свой вклад в дело освобождения нашей родины от диктатуры. Куба – небольшое государство, но у нас, как у любого народа, есть право быть свободными. Для достижения свободы нам необходима солидарность мирового сообщества.

Виктор Черецкий: Весть о скоропостижной кончине кубинской правозащитницы моментально облетела мир. И вызвала волну солидарности, особенно в тех странах, где проживает большинство кубинских политэмигрантов – в США и в Испании. Что означает для кубинских демократов и всех, кто сочувствует их борьбе, смерть Лауры Польян? Карлос Альберто Монтанер.

Карлос А. Монтанер: Смерть Лауры Польян – это невосполнимая утрата для оппозиции и для всего кубинского общества. Люди тяжело переживают ее кончину. История Лауры весьма показательна. Она политикой никогда ранее не занималась. Включиться в протестное движение ее заставили обстоятельства – арест мужа. И Лаура превратилась в пламенного борца за права человека, выдвинулась на передний план борьбы, стала для кубинцев определенным символом, превратилась в подлинную народную героиню. Ее смерть после стольких лет самоотверженной деятельности превращает ее в мученицу борьбы за свободу. Это, безусловно, историческая личность. Ее пример, ее образ вдохновляют новые поколения. Ее деятельность и деятельность возглавляемой ею организации «Дамы в белом» нашли признание во всем мире.

Виктор Черецкий: Это признание выразилось в присуждении в 2005 году движению «Дамы в белом» премии имени Андрея Сахарова - награды Европейского парламента лицам и организациям, отстаивающим права человека. Поехать в Европу за премией Лауру Польян и ее подруг кубинские власти не пустили. На запрет Лаура ответила властям следующим заявлением.

Лаура Польян: Мы не смогли поехать за премией, но это не повлияло на наши настроения и наш моральный дух. Ведь мы ведем борьбу за свободу наших мужей, борьбу против несправедливости. Мы не намерены отказываться от нашей цели. Сегодня нам как никогда надо быть активными, чтобы продолжить борьбу до победы – до получения единственной награды, которую мы ждем – освобождения заключенных.

Виктор Черецкий: Между тем, причины смерти Лауры Польян вызывают подозрение у многих наблюдателей. Официально она скончалась от некоего редкого вируса, поразившего дыхательную систему. Специалистам не ясно, как и где она могла заразиться этим вирусом. Некоторые кубинские диссиденты, хорошо знающие, на что способен режим братьев Кастро, утверждают, что Лаура Польян была убита спецслужбами. Как бы там ни было, здоровье правозащитницы было изрядно подорвано: и переживаниями за мужа, находившегося восемь лет в тюрьме, и ежедневной борьбой, и невозможностью получить квалифицированную медицинскую помощь, и отсутствием лекарств и, главное, постоянными преследованиями со стороны режима. Сама Лаура рассказывала об этом довольно сдержанно.

Лаура Польян: Мы знаем, что кубинское правительство тратит большие деньги на содержание репрессивного аппарата. Следят у нас за всеми, кого власти считают политически неблагонадежными. Мы, как родственницы оппозиционеров, находимся под усиленным контролем. Все, кто пытается связаться с нами, тут же попадают в поле зрения госбезопасности. У кубинского государства нет денег на молоко детям, нет денег для стариков-пенсионеров, но всегда хватает средств, чтобы преследовать нас и всех тех, кто хочет мира, свободы и демократии для этой страны.

Виктор Черецкий: Преследования не ограничивались круглосуточной слежкой, официальными допросами и предупреждениями. Для борьбы с диссидентами, которых по каким-то причинам, к примеру, из-за опасения международных протестов, нельзя запрятать за решетку, кубинские власти придумали особую форму травли. Из работников спецслужб и преданных режиму граждан на Кубе созданы так называемые «Бригады быстрого ответа», которым поручено изображать народный гнев по поводу деятельности противников режима. Члены бригад подстерегают женщин на улицах Гаваны – оскорбляют, угрожают, пускают в ходу кулаки. На подобные действия Лаура Польян отвечала властям, что «Дам в белом» не запугать репрессиями.

Лаура Польян: Если нас хотят убить – пусть убивают! Но пока у нас не отняли жизнь, мы будем действовать. «Дамы в белом» не остановятся в борьбе за свободу всех узников совести!

Виктор Черецкий: Сама Лаура Польян, как и ее подруги, не раз подвергалась избиениям. Свидетельство тому – видеозаписи, распространенные в Интернете кубинскими диссидентами. На некоторых из них видна избитая на улице Лаура, которой оказывают помощь ее подруги. Рассказывает Карлос Альберто Монтанер.

Карлос А.Монтанер: Они постоянно являются объектами нападений – этим женщинам пришлось многое испытать. Кубинская диктатура, по примеру самых кровавых латиноамериканских режимов, создала в помощь полиции некие организации, которые занимаются избиением и запугиванием противников режима. Это аналог печально известных гаитянских «тонтон-макутов», добровольцев национальной безопасности. Именно им поручается борьба с «Дамами в белом», среди которых немало пожилых женщин. Но для них не делается никаких исключений.

Виктор Черецкий: Издевательства и преследования не остановили борьбу «Дам в белом». Наоборот, со временем она приобрело невиданную для современной Кубы силу и авторитет. Именно Лаура Польян обратилась в 2009 году к кубинскому кардиналу Хайме Ортеги с требованием повлиять на режим для освобождения политзаключенных. Ее призыв прозвучал на весь мир.

Лаура Польян: Мы обращаемся к вам, потому что знаем, что вы, как представитель церкви, должны помогать людям, независимо от их положения и религиозных убеждений, а также их политических взглядов.

Виктор Черецкий: Кардинал Ортега, поддержанный Ватиканом, вступил в переговоры и добился от кубинских властей компромисса. Заключенных освободили и депортировали в Испанию. Правда, некоторые из них, в том числе и муж Лауры - Эктор Маседа, наотрез отказались от депортации. Карлос Альберто Монтанер обращает внимание на то, что после освобождения мужа в начале нынешнего года Лаура Польян не прекратила борьбу. Более того, она расширила рамки этой борьбы. «Дамы в белом» стали открыто требовать не только свободы для еще остававшихся в тюрьмах политзаключенных, но и демократизации режима, проведения надлежащих реформ.

Карлос А.Монтанер: Характерно решение, которое приняла Лаура Польян после освобождения мужа. Ей было предложено отправиться в иммиграцию в Испанию или в любую другую западную страну – с визами для нее не было проблемы. Но они с мужем решили остаться на Кубе, чтобы продолжить борьбу – за освобождение политзаключенных и демократию. Удивительный пример моральной стойкости и самопожертвования!

Виктор Черецкий: Примером высокой морали правозащитницы наблюдатели называют и ее последний поступок – отказ от перевода из обычной в привилегированную клинику. Дело в том, что тяжелая болезнь Лауры вызвало беспокойство в мире. И кубинские власти, воевавшие с ней восемь лет, решили сделать широкий жест, судя по всему, для успокоения общественного мнения. Они предложили поместить ее в правительственную клинику. Карлос Альберто Монтанер.

Карлос А.Монтанер: Ей предложили перевестись в больницу для номенклатуры, где лечатся Фидель Кастро и все остальное высокое начальство и где обслуживание несравнимо лучше. Но она предпочла остаться в больнице для народа, где, несмотря на пропаганду, гласящую о высоком уровне медобслуживания на Кубе, ужасные условия – отсутствует минимальная гигиена, нет оборудовании, нет лекарств, нет квалифицированных врачей.

Виктор Черецкий: И еще одно мнение о Лауре Польян. Кубинский журналист Эрнесто Монтеон, также живущий в изгнании, посвятил ей видеофильм, с которым уже познакомились миллионы людей во всем мире. В комментариях к фильму автор заявил следующее.

Эрнесто Монтеон: Эта женщина оказалась в политике случайно, но очень скоро стала знаменосцем всего освободительного движения Кубы. С гладиолусами в руках, она выходила на улицу, несмотря на репрессии. Ее не сломили ни угрозы, ни избиения. В жизни ей помогали сознание, что она борется за правое дело, и вера в победу. Своей свободой сегодня ей обязаны десятки бывших политзаключенных. Никто и ни что не могло заставить замолчать эту женщину, боровшуюся за свободу своего мужа и за свободу своей родины.

Виктор Черецкий: В последнем воскресном марше «Дам в белом» приняли участие и мужчины. Марш был посвящен памяти Лауры Польян. Ее преемница Берта Солер заявила, что Лаура навсегда останется в их рядах и в их сердцах. «Она вышла сегодня на улицу вместе с нами и всегда будет присутствовать на наших шествиях, - сказала Берта Солер. - Борьба будет продолжаться до полного освобождения Кубы от тоталитарного режима». Соболезнования в связи со смертью Лауры Польян выразил госдепартамент США, министерство иностранных дел Испании, верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и другие видные политические и общественные деятели.