ДС:- Он родился 13 октября 1909 года и умер 5 ноября 1956-го. Он был слеп на левый глаз и почти ничего не видел правым. Его родители были музыкантами, но скорее любителями, чем профессионалами. Они вручили ему скрипку в его тринадцать лет, но дело не пошло. Зато он накинулся на черно-белые клавиши домашнего пианино с аппетитом разъяренного зверя и радостью прозревшего… ушами. Через несколько лет ему не было равного в пианистическом мире американского джаза. Его звали Артуром, Артом, Тейтумом и Эрролл Гарнер назвал его “богом пианистов”.
На чем бы вы нас ни слушали, и где бы вас ни настигла наша волна, добро пожаловать на частоты “Свободы”! А в том случае, если вы слушаете нас на ноутбуке, на смартфоне, на мобильнике, you’re welcome на наш сайт svobodanews.ru. У микрофона в дождавшейся, наконец-то, осени Лютеции, ваш ДС и ваше еженедельное “Время Джаза”.
1. Art Tatum – Liza – 3:07 (Art Tatum - The Chronological Classics 1934-1940 – Classics)
ДС: - “Liza” - историческая запись сольного исполнения этой композиции Кана и Гершвина почти двадцатипятилетним (не хватает четырех дней!) Артом Тейтумом. Это девятое октября 1934 года, Нью-Йорк.
Тейтум всегда предпочитал играть соло. В крайнем случае в трио. Но мы должны отдать долг истории: первые годы, будучи мало кому известным, он играл и в различных комбо. Но его слышно за кларнетами и гитарами!
2. Art Tatum - Body And Soul – 3:07 (Art Tatum - The Chronological Classics 1934-1940 – Classics)
ДС: - “Body And Soul”, классика всех времен и народов “Тело и душа” Грина, Хеймэна, Сура и Эйтона. Лойд Риз – труба; Маршэлл Роял – кларнет; Арт Тейтум – фортепьяно; Билл Пёркинс – гитара; Джо Бейли – контрабас и Оскар Бейли – ударные. Лос-Анджелес, 26 февраля 37 года.
Арт Тейтум, о чем разговор впереди, переводил на язык джаза и европейскую классику. Но вот еще один стандарт древних времен. Один из первых в джазе:
3. Art Tatum - Tiger Rag – 2:12 (Art Tatum - The Chronological Classics 1934-1940 – Classics)
ДС: - “Tiger Rag”, впервые записанный 17 августа 1917 года. Ник ЛаРокка входит в длинный список композиторов этого “one-step'а”. Джелли Ролл Мортон, по словам историка джаза Франка Тирро, “претендовал на то, что это он написал “Tiger Rag”, превратив в джаз – французскую кадриль”!
Ежемесячник “DownBeat” публикует результаты 76-го читательского конкурса-опроса. Читатели ввели в “Зал Славы” пианиста Ахмада Джамаля, назвали контрабасистку Эсперанцу Сполдинг – лучшей музыкантшей года, а си-ди пианиста Брада Мелдо, “Концерт в Мариаке”, признали лучшим альбомом 2011 года. В голосовании участвовали 6902 читателя. Из семисот джазменов они отобрали 34-х наиважнейших, а из годового объема записей – 90 дисков. Если вы хотите взглянуть на конечные результаты конкурсного опроса, вы найдете ссылку на полный список в тексте этой передачи (http://www.downbeat.com/default.asp?sect=news&subsect=news_detail&nid=1795 )
Вы слушаете в прямом эфире LIVE или в подкасте с нашего сайта svobodanews.ru, а так же на коротких и средних “Свободы” еженедельное “Время Джаза”. “Время Джаза” - это история джаза и его течений: от рэгтайма и диксиленда до свинга, бопа, хард-бопа, фри-джаза и джаза фольклорного. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
4. Art Tatum - Lullaby Of The Leaves – 3:04 (Art Tatum - The Chronological Classics 1934-1940 – Classics)
ДС: - “Lullaby Of The Leaves”, “Колыбельная листьев” Бернис Петкер. Ее называли “королевой Аллеи Оловянных Кастрюль”, этой музыкальной фабрики Америки. Соло Арта Тейтума. 22 февраля 40 года, L.A. На сети вы найдете видео именно этой импровизации Арта Тейтума. Я же предлагаю вам сравнить игру Тейтума с игрой одного из его поклонников – модального пианиста Билла Эванса. С Эвансом, рояль, играют Джимми Ниппэр – тромбон; Тонни Скот – баритон-саксофон; Милт Хинтон – контрабас и Пол Мотьян – ударные. 16 ноября 57 года, Нью-Йорк.
5. Tony Scott & Bill Evans - Lullaby of the leaves – 8:46 (BILL EVANS - Scott & Evans - A Day in New York - Fresh Sound)
ДС: “Lullaby of the leaves”, “Колыбельная листьев”, квинтет Билла Эванса и Тони Скотта. Всё остальное – лишь об Арте Тейтуме!
Оскар Питерсон называл Арта Тейтума своим “музыкальным отцом”. Он писал: “Тейтум был величайшим инструменталистом всех времен. Даже когда он играл с ошеломительной скоростью, он всегда сохранял великолепную глубину выразительности и оригинальную тональность. Его работа педалями вообще была феноменальной”. А пианист МаКой Тайнер добавлял: “Тейтум был самым большим пианистом из всех, когда либо живших. Все современные пианисты, включая Бада Пауэла, черпали вдохновение в его игре. Я думаю, он был настоящим гением”. Стоит добавить и Каунта Бейси: “Сколько на свете было чудес? Говорят, что семь. Значит, Тейтум был восьмым…”
В российской глубинке и в двух столицах, в ближнем зарубежье, в диаспорах от Новой Зеландии до Аргентины, вы слушаете еженедельное “Время Джаза” на средних и коротких “Свободы” и с нашего сайта svobodanews.ru - LIVE или в подкасте. У микрофона в Париже – ваш ДС.
6. Art Tatum - Little Man, You've Had a Busy Day – 4:44 (Art Tatum -- Ultimate Art Tatum – VERVE)
ДС: - “Little Man, You've Had a Busy Day”, “Человечек, у тебя был трудный день!” - стандарт Мориса Сайглера и Эла Хоффмэна. 3 июля 55 года, гостиная дома композитора-песенника Рея Хейндорфа, Голливуд. Проще, это домашняя запись и Арт Тейтум играет для друзей, соло.
Тейтум играл в клубах родного городка Толидо, штат Огайо, до 32 года. В 32-м он отправился в Нью-Йорк, как аккомпаниатор певицы Эдэлаиды Холл. Историк джаза, музыковед Скот Яноу писал: “Быстрота рефлексов Тейтума и его безграничное воображение наполняли его импровизации свежими и зачастую футуристическими идеями, которые позволили ему на много лет опередить современников”.
Лен Лайонс в своей книге “Великие пианисты джаза” так объяснял технику игры Арта Тейтума: “Базой его игры были гармонические приемы Эрла Хайнса, ведущая левая рука Фатса Уоллера и текучие легато мелодий, а так же подвижные децимы, которые он распознал в игре молодого Тедди Уилсона. Несомненная разница между Тейтумом и пианистами эпохи, это тот факт, что он играл всё в два раза быстрее современников, с невероятной виртуозностью, мощным свингом и бесконечной разнообразностью. Его влияние на пианистов джаза было гигантским и даже опустошающим. Многие просто бросали играть, из-за того, что добиться уровня Арта Тейтума было невозможно. Бад Пауэл, особенно в балладах, Оскар Питерсон, Билли Тейлор и Хенк Джонс – следовали за Тейтумом, как за гигантским магнитом”. К.Ц.
Лен Лайонс так же намекал на то, что Арт Тейтум иногда слишком увлекается узорами, нагромождениями узоров почти в стиле рококо. Но он подчеркивает, что при этом он, под сеткой узоров, держал свой неповторимый стиль, не сбиваясь и не проваливаясь в пустоту ни на миг.
7. Art Tatum - Would You Like to Take a Walk – 3:31 (Art Tatum - The Complete Capitol Recordings, Volume 2 – Capitol)
ДС: “Would You Like to Take a Walk”, “Не хотите ли прогуляться?”, тема Уоррена и Диксона. Арт Тейтум – рояль; Иверет Барксдейл – гитара и Слэм Стюарт – контрабас. Поздняя запись Тейтума – 21 декабря 52 года, Нью-Йорк.
Репертуар Арта Тейтума был весьма приличного объема. Он играл знаменитые стандарты “Tea for Two” или “Someone to Watch over Me” вплоть до пятидесятых. Но он никогда не повторялся. Его левая рука бегала по клавишам, как краб, выдавая от четырех до шести новых тактов – и это между двумя базовыми. Правая же рука плела паутину меж собою связанных нитей всех 32 нот. Он был способен держать подобную пианистическую многоречивость в течение восьми и более тактов, никогда не сбиваясь с ритма. Джазовые пианисты его обожали, но так же и классические: от Леопольда Годовского до Владимира Горовица. Они были заядлыми посетителями клуба “Оникс” на 52 улице в Нью-Йорке. “Оникс” был штаб-квартирой Тейтума. Пит Уелдинг, писавший аннотации о Тейтуме для “Capitol”, восклицает: “Не помню, кто именно – Стоковский или Тосканини – опоздал на час на свой собственный нью-йоркский концерт: он слушал Тейтума в клубе на 52-й стрит…”
Финишная прямая “Времени Джаза”, короткие и средние “Свободы” и наш обновленный сайт svobodanews.ru. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.
8. Art Tatum - I Cover the Waterfront – 4:14 (Art Tatum -- Ultimate Art Tatum – VERVE)
ДС: - “I Cover the Waterfront”, “Я брожу по берегу, я думаю о тебе”, стандарт Грина и Хеймена. 3 июля 1955 года. Все та же гостиная дома композитора-песенника Рея Хейндорфа, Голливуд, Калифорния.
Арт Тейтум повлиял на огромное количество пианистов и не только американских. Французский пианист Марсьял Солал и польский Адам Макович выросли под его влиянием. Тейтум перекладывал на джаз и европейскую классику: “Юморески” Дворжака или “Элегию” Массне.
За Тейтумом волочится длинный хвост анекдотов. Почти все они связаны с его слепотой и феноменальным слухом. Он мог точно сказать сумму мелочи, брошенную на оцинкованную стойку бара. Он отобрал у шофера руль и проехал целый квартал вслепую: на его счастье ему не попалась ни одна встречная машина. Он прятал на кухне клуба бутылку виски и отыскивал ее наощупь за несколько секунд. Он даже играл в бильярд и в карты с друзьями, но для этого за его креслом ставили софит. Чарли Паркер, которому довелось играть с Тейтумом в Чикаго, выдал такую фразу: “Хотел бы я играть так же, как правая рука Арта”… Тейтум всегда играл последним в клубе, пропуская вперед пианистов. Он знал, что никто после него не решится играть...
9. Art Tatum & Ben Webster - All the Things You Are – 7:15 (Art Tatum & Ben Webster - The Album - Jazz Classics)
ДС: - “All the Things You Are”, “Всё, что стало тобою” - стандарт Кёрна и Хаммерстайна. Бен Уебстер – тенор-саксофон; Арт Тейтум – рояль; Ред Каллендер – контрабас и Билл Дагласс – ударные. 11 сентября 56 года, Лос-Анджелес.
Вот и все на сегодня об Арт Тейтуме, гении, который творил наощупь и на слух. Он жил в эпоху шеллака и в основном записывался на пластинках на 78 оборотов. Отсюда и длина его ипровизаций: от 1 минут 12 секунд до редких пятиминуток. И это, несмотря на то, что в 48 году фирма “Columbia” уже выпустила первый винил. Было бы огромной радостью услышать соло Арта Тейтума минут на 15…
Что ж, до следующей недели. Чистого вам приема и быстрого подкаста с нашего сайта svobodanews.ru. Всех благ, чао, бай-бай!
На чем бы вы нас ни слушали, и где бы вас ни настигла наша волна, добро пожаловать на частоты “Свободы”! А в том случае, если вы слушаете нас на ноутбуке, на смартфоне, на мобильнике, you’re welcome на наш сайт svobodanews.ru. У микрофона в дождавшейся, наконец-то, осени Лютеции, ваш ДС и ваше еженедельное “Время Джаза”.
1. Art Tatum – Liza – 3:07 (Art Tatum - The Chronological Classics 1934-1940 – Classics)
ДС: - “Liza” - историческая запись сольного исполнения этой композиции Кана и Гершвина почти двадцатипятилетним (не хватает четырех дней!) Артом Тейтумом. Это девятое октября 1934 года, Нью-Йорк.
Тейтум всегда предпочитал играть соло. В крайнем случае в трио. Но мы должны отдать долг истории: первые годы, будучи мало кому известным, он играл и в различных комбо. Но его слышно за кларнетами и гитарами!
2. Art Tatum - Body And Soul – 3:07 (Art Tatum - The Chronological Classics 1934-1940 – Classics)
ДС: - “Body And Soul”, классика всех времен и народов “Тело и душа” Грина, Хеймэна, Сура и Эйтона. Лойд Риз – труба; Маршэлл Роял – кларнет; Арт Тейтум – фортепьяно; Билл Пёркинс – гитара; Джо Бейли – контрабас и Оскар Бейли – ударные. Лос-Анджелес, 26 февраля 37 года.
Арт Тейтум, о чем разговор впереди, переводил на язык джаза и европейскую классику. Но вот еще один стандарт древних времен. Один из первых в джазе:
3. Art Tatum - Tiger Rag – 2:12 (Art Tatum - The Chronological Classics 1934-1940 – Classics)
ДС: - “Tiger Rag”, впервые записанный 17 августа 1917 года. Ник ЛаРокка входит в длинный список композиторов этого “one-step'а”. Джелли Ролл Мортон, по словам историка джаза Франка Тирро, “претендовал на то, что это он написал “Tiger Rag”, превратив в джаз – французскую кадриль”!
Ежемесячник “DownBeat” публикует результаты 76-го читательского конкурса-опроса. Читатели ввели в “Зал Славы” пианиста Ахмада Джамаля, назвали контрабасистку Эсперанцу Сполдинг – лучшей музыкантшей года, а си-ди пианиста Брада Мелдо, “Концерт в Мариаке”, признали лучшим альбомом 2011 года. В голосовании участвовали 6902 читателя. Из семисот джазменов они отобрали 34-х наиважнейших, а из годового объема записей – 90 дисков. Если вы хотите взглянуть на конечные результаты конкурсного опроса, вы найдете ссылку на полный список в тексте этой передачи (http://www.downbeat.com/default.asp?sect=news&subsect=news_detail&nid=1795 )
Вы слушаете в прямом эфире LIVE или в подкасте с нашего сайта svobodanews.ru, а так же на коротких и средних “Свободы” еженедельное “Время Джаза”. “Время Джаза” - это история джаза и его течений: от рэгтайма и диксиленда до свинга, бопа, хард-бопа, фри-джаза и джаза фольклорного. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
4. Art Tatum - Lullaby Of The Leaves – 3:04 (Art Tatum - The Chronological Classics 1934-1940 – Classics)
ДС: - “Lullaby Of The Leaves”, “Колыбельная листьев” Бернис Петкер. Ее называли “королевой Аллеи Оловянных Кастрюль”, этой музыкальной фабрики Америки. Соло Арта Тейтума. 22 февраля 40 года, L.A. На сети вы найдете видео именно этой импровизации Арта Тейтума. Я же предлагаю вам сравнить игру Тейтума с игрой одного из его поклонников – модального пианиста Билла Эванса. С Эвансом, рояль, играют Джимми Ниппэр – тромбон; Тонни Скот – баритон-саксофон; Милт Хинтон – контрабас и Пол Мотьян – ударные. 16 ноября 57 года, Нью-Йорк.
5. Tony Scott & Bill Evans - Lullaby of the leaves – 8:46 (BILL EVANS - Scott & Evans - A Day in New York - Fresh Sound)
ДС: “Lullaby of the leaves”, “Колыбельная листьев”, квинтет Билла Эванса и Тони Скотта. Всё остальное – лишь об Арте Тейтуме!
Оскар Питерсон называл Арта Тейтума своим “музыкальным отцом”. Он писал: “Тейтум был величайшим инструменталистом всех времен. Даже когда он играл с ошеломительной скоростью, он всегда сохранял великолепную глубину выразительности и оригинальную тональность. Его работа педалями вообще была феноменальной”. А пианист МаКой Тайнер добавлял: “Тейтум был самым большим пианистом из всех, когда либо живших. Все современные пианисты, включая Бада Пауэла, черпали вдохновение в его игре. Я думаю, он был настоящим гением”. Стоит добавить и Каунта Бейси: “Сколько на свете было чудес? Говорят, что семь. Значит, Тейтум был восьмым…”
В российской глубинке и в двух столицах, в ближнем зарубежье, в диаспорах от Новой Зеландии до Аргентины, вы слушаете еженедельное “Время Джаза” на средних и коротких “Свободы” и с нашего сайта svobodanews.ru - LIVE или в подкасте. У микрофона в Париже – ваш ДС.
6. Art Tatum - Little Man, You've Had a Busy Day – 4:44 (Art Tatum -- Ultimate Art Tatum – VERVE)
ДС: - “Little Man, You've Had a Busy Day”, “Человечек, у тебя был трудный день!” - стандарт Мориса Сайглера и Эла Хоффмэна. 3 июля 55 года, гостиная дома композитора-песенника Рея Хейндорфа, Голливуд. Проще, это домашняя запись и Арт Тейтум играет для друзей, соло.
Тейтум играл в клубах родного городка Толидо, штат Огайо, до 32 года. В 32-м он отправился в Нью-Йорк, как аккомпаниатор певицы Эдэлаиды Холл. Историк джаза, музыковед Скот Яноу писал: “Быстрота рефлексов Тейтума и его безграничное воображение наполняли его импровизации свежими и зачастую футуристическими идеями, которые позволили ему на много лет опередить современников”.
Лен Лайонс в своей книге “Великие пианисты джаза” так объяснял технику игры Арта Тейтума: “Базой его игры были гармонические приемы Эрла Хайнса, ведущая левая рука Фатса Уоллера и текучие легато мелодий, а так же подвижные децимы, которые он распознал в игре молодого Тедди Уилсона. Несомненная разница между Тейтумом и пианистами эпохи, это тот факт, что он играл всё в два раза быстрее современников, с невероятной виртуозностью, мощным свингом и бесконечной разнообразностью. Его влияние на пианистов джаза было гигантским и даже опустошающим. Многие просто бросали играть, из-за того, что добиться уровня Арта Тейтума было невозможно. Бад Пауэл, особенно в балладах, Оскар Питерсон, Билли Тейлор и Хенк Джонс – следовали за Тейтумом, как за гигантским магнитом”. К.Ц.
Лен Лайонс так же намекал на то, что Арт Тейтум иногда слишком увлекается узорами, нагромождениями узоров почти в стиле рококо. Но он подчеркивает, что при этом он, под сеткой узоров, держал свой неповторимый стиль, не сбиваясь и не проваливаясь в пустоту ни на миг.
7. Art Tatum - Would You Like to Take a Walk – 3:31 (Art Tatum - The Complete Capitol Recordings, Volume 2 – Capitol)
ДС: “Would You Like to Take a Walk”, “Не хотите ли прогуляться?”, тема Уоррена и Диксона. Арт Тейтум – рояль; Иверет Барксдейл – гитара и Слэм Стюарт – контрабас. Поздняя запись Тейтума – 21 декабря 52 года, Нью-Йорк.
Репертуар Арта Тейтума был весьма приличного объема. Он играл знаменитые стандарты “Tea for Two” или “Someone to Watch over Me” вплоть до пятидесятых. Но он никогда не повторялся. Его левая рука бегала по клавишам, как краб, выдавая от четырех до шести новых тактов – и это между двумя базовыми. Правая же рука плела паутину меж собою связанных нитей всех 32 нот. Он был способен держать подобную пианистическую многоречивость в течение восьми и более тактов, никогда не сбиваясь с ритма. Джазовые пианисты его обожали, но так же и классические: от Леопольда Годовского до Владимира Горовица. Они были заядлыми посетителями клуба “Оникс” на 52 улице в Нью-Йорке. “Оникс” был штаб-квартирой Тейтума. Пит Уелдинг, писавший аннотации о Тейтуме для “Capitol”, восклицает: “Не помню, кто именно – Стоковский или Тосканини – опоздал на час на свой собственный нью-йоркский концерт: он слушал Тейтума в клубе на 52-й стрит…”
Финишная прямая “Времени Джаза”, короткие и средние “Свободы” и наш обновленный сайт svobodanews.ru. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.
8. Art Tatum - I Cover the Waterfront – 4:14 (Art Tatum -- Ultimate Art Tatum – VERVE)
ДС: - “I Cover the Waterfront”, “Я брожу по берегу, я думаю о тебе”, стандарт Грина и Хеймена. 3 июля 1955 года. Все та же гостиная дома композитора-песенника Рея Хейндорфа, Голливуд, Калифорния.
Арт Тейтум повлиял на огромное количество пианистов и не только американских. Французский пианист Марсьял Солал и польский Адам Макович выросли под его влиянием. Тейтум перекладывал на джаз и европейскую классику: “Юморески” Дворжака или “Элегию” Массне.
За Тейтумом волочится длинный хвост анекдотов. Почти все они связаны с его слепотой и феноменальным слухом. Он мог точно сказать сумму мелочи, брошенную на оцинкованную стойку бара. Он отобрал у шофера руль и проехал целый квартал вслепую: на его счастье ему не попалась ни одна встречная машина. Он прятал на кухне клуба бутылку виски и отыскивал ее наощупь за несколько секунд. Он даже играл в бильярд и в карты с друзьями, но для этого за его креслом ставили софит. Чарли Паркер, которому довелось играть с Тейтумом в Чикаго, выдал такую фразу: “Хотел бы я играть так же, как правая рука Арта”… Тейтум всегда играл последним в клубе, пропуская вперед пианистов. Он знал, что никто после него не решится играть...
9. Art Tatum & Ben Webster - All the Things You Are – 7:15 (Art Tatum & Ben Webster - The Album - Jazz Classics)
ДС: - “All the Things You Are”, “Всё, что стало тобою” - стандарт Кёрна и Хаммерстайна. Бен Уебстер – тенор-саксофон; Арт Тейтум – рояль; Ред Каллендер – контрабас и Билл Дагласс – ударные. 11 сентября 56 года, Лос-Анджелес.
Вот и все на сегодня об Арт Тейтуме, гении, который творил наощупь и на слух. Он жил в эпоху шеллака и в основном записывался на пластинках на 78 оборотов. Отсюда и длина его ипровизаций: от 1 минут 12 секунд до редких пятиминуток. И это, несмотря на то, что в 48 году фирма “Columbia” уже выпустила первый винил. Было бы огромной радостью услышать соло Арта Тейтума минут на 15…
Что ж, до следующей недели. Чистого вам приема и быстрого подкаста с нашего сайта svobodanews.ru. Всех благ, чао, бай-бай!