За кого проголосует село Лисичкино? (Новгородская область)




Вдалеке от больших городов теплится своя жизнь. Не бурлит, не кипит, не течёт, а именно «теплится». То, что горожанину странно, для села – норма. В Лисичкино, одном из сёл Новгородского района – жителей можно пересчитать по пальцам. Трудоспособного населения – и того меньше. Евгения – личность значимая: она работает продавцом в магазине. По меркам села – очень престижная работа:

Евгения Платонова: У меня – пять человек: трое детей, муж и я. Нас тут только и работает – пять человек из всей деревни. А зарплаты-то у нас какие? И пяти тысяч не заработать в месяц! Пенсионеры больше получают, чем мы, рабочие.

Светлана Жохова: Не тоскливо вам тут?

Евгения Платонова: Тоскливо! И куда ехать? Мы уже будем доживать здесь, а дети когда вырастут – куда выберут, туда и поедут.

Светлана Жохова: Надежда – тоже многодетная мать. В её семье пять детей. Младшей пять лет, старшему недавно исполнилось восемнадцать – уже пришла повестка в армию. Позитивным взгляд Надежды на жизнь не назовёшь: работы нет, вся жизнь – сплошная экономия…

Надежда Погорелова: И уже ничего не изменится! Всё уже – Россия рушится. Довели государство наше.

Светлана Жохова: Раньше было лучше?

Надежда Погорелова: Лучше было.

Светлана Жохова: Когда?

Надежда Погорелова: Лет пять-шесть назад. Цены были меньше и как-то нам денег хватало. А сейчас всё дорогое, и денег нет. Сейчас такой народ злой, что все думают, как бы выжить. Даже на выборы не хочется идти, голосовать не хочется за них.

Светлана Жохова: Пойдёте?

Надежда Погорелова: Нет.

Светлана Жохова: Вячеславу повезло больше – уже много лет он живёт в Петербурге, перебрался после армии. Но регулярно приезжает навещать мать, которая осталась в соседней деревне:

Вячеслав Михайлович: Сердце кровью обливается от того, что вижу здесь: что было раньше – и что сейчас. Всё было ухожено, выкошено, посажено, посеяно. А сейчас бурьян и кабаны. Потому что хозяев нет у нас – ни в стране, ни здесь.

Светлана Жохова: Вы пойдёте на выборы?

Вячеслав Михайлович: Посмотрю. Было бы «против всех» - тогда бы голосовал. А сейчас нет такой графы. Развалить легче было - всё готовое…

Светлана Жохова: Какой выход?

Вячеслав Михайлович: Не знаю. Революцию надо снова, социализм.

Светлана Жохова: А вот Николай говорит, что не живёт здесь, а доживает:

Николай Платонов: Так живём – со дня на день. И вот за кого голосовать, надо ещё подумать. Вариантов, наверное, и не будет. Я по новой выбирать не буду, потому что всё равно лучше не будет.

Светлана Жохова: С нынешней властью у него свои счёты. Отработав дальнобойщиком 45 лет, он получает пенсию в 9 тысяч. Доверил оформить документы на пенсию «знающим людям». И теперь уже ничего изменить нельзя:

Николай Платонов: Можно поменять, но только грамотному человеку. А у меня всего шесть классов. Был бы я грамотный, добился бы своего, сам бы пошёл с этими документами. А так что я скажу – что начальник сделает, то и сделает. А что на девять тысяч? Вы сами поймите…

Светлана Жохова: Александра Фёдоровна уже много лет живёт здесь одна и тоже нуждается в помощнике – сказывается возраст:

Александра Сенечева: Кто, доча, живёт с мужем, так он и дров поколит, и всё сделает. А мне всё надо ходить да просить, платить. Но курочек держу, пойду их накормить, дров наношу себе, чтоб мне вечером не заботиться, схожу к Жене – глаза закапаю, посижу, там бабка есть – поговорим...

Светлана Жохова: Но разговорами с соседями не заменишь самого главного – чувства семьи:

Александра Сенечева: Счастье, я думаю, когда есть в семье кто-то ещё, общаешься. А так – спасибо телевизору: вечером включу да погляжу. И спать ложуся. И разговаривать не с кем.

Светлана Жохова: Телевизор скрашивает будни Александры Фёдоровны. Смотрит, в основном, Первый канал – шоу и новости, политику в селе не обсуждают:
Александра Сенечева: И Путина не любят, и Медведева! Я говорю – так, а кого вы любите?

Светлана Жохова: А вы кого любите?

Александра Сенечева: А мне всё равно, дочь, только было б хорошо!

Светлана Жохова: Вдалеке от больших городов теплится своя жизнь. Но если не поддерживать это тепло, она может незаметно для всех угаснуть.