Кадыров как житель израильской деревни

Возможно, скоро в израильской деревне вслед за улицей появится и памятник Ахмаду Кадырову

Совет деревни Абу-Гош под Иерусалимом принял решение назвать одну из улиц именем бывшего президента Чечни Ахмада Кадырова. Ахмад Кадыров, отец нынешнего главы республики Рамзана Кадырова, в 2004 году погиб в результате террористического акта в Грозном.

Небольшая деревня Абу-Гош примерно в 10 километрах от Иерусалима, известна больше всего своим отличным хумусом. Хумус – это растертые до пастообразного состояния плоды растения из семейства бобовых под названием нут, к которым добавлено оливковое масло и специи.

В 2010 году 50 деревенских поваров приготовили самую большую порцию хумуса в мире – четыре тонны – и вошли в книгу рекордов Гиннеса, вытеснив прежних рекордсменов, ливанцев, утверждающих, что это блюдо является их национальным. Несколько менее, чем хумусом, деревня известна своими историческими достопримечательностями: по преданию, один из старинных храмов возведен там на месте, где молился английский король Ричард Львиное сердце. На холме в западной части деревни, предположительно, располагался библейский город Кирьят-Йеарим, где на протяжении долгих лет хранился Ковчег Завета.

Клан Абу-Гош, как утверждают в деревне, имеет чеченские корни: якобы в начале XVI века семейство с такой фамилией, спасаясь от кровной мести, перебралось из Северного Кавказа в окрестности Иерусалима. Современные жители деревни – арабизированные потомки адыгов. Глава семейства по прибытии на Святую землю в 16 веке занялся своеобразным "бизнесом": собирал подушную подать с паломников, проходивших мимо деревни в Иерусалим и справиться с ним не могли даже османы. Жители Абу-Гоша очень лояльны к Израилю и добровольно служат в армии.

В конце июля 2011 года деревню посетил заместитель министра по внешним связям, политике, печати и информации Чеченской республики Зелимхан Мусаев. Его пригласил глава местного совета Абу-Гош Салим Джабер, и Мусаев, узнав о существовании дальних родственников на Святой земле, поехал знакомиться. Он встретился здесь с местными предпринимателями и главой местного совета. Салим Джабер нанес в Грозный ответный визит, и встретился с президентом Чеченской республики Рамзаном Кадыровым, а также с министрами науки и культуры. Также Джабер нашел время для поездки в Москву и встречи с историками, которые подтвердили чеченские корни жителей Абу-Гош. Через три с половиной месяца после возвращения Джабера местный совет принял решение назвать одну из деревенских улиц в честь отца нынешнего президента Чечни. Чеченские власти обещают жителям Абу-Гоша бесплатное жилье для всех желающих репатриироваться на Северный Кавказ.

Правительство Чечни также высказало намерение финансировать постройку в Абу-Гоше школы и чеченского культурного центра, чтобы жители деревни могли узнать больше о своих корнях. В деревне проживает около 7000 человек, в основном мусульман, но есть и христиане. Внешне быт Абу-Гоша ничем не отличается от любой другой арабской деревни в Израиле.

О том, кто именно живет в деревне Абу-Гош, существуют разные мнения. Известно, что в XIX веке, в пору завоевания Россией Северного Кавказа, существовал значительный миграционный поток в южном направлении. Сотни тысяч представителей северокавказских народов осели в нескольких странах Ближнего и Среднего Востока. Об этом – обозреватель Радио Свобода Дэмис Поландов:

– Существует много разных версий. В том числе этнографы записывали историю прихода черкесов в это место и говорили о XIX веке, о потомках мухаджиров, которые приехали в Израиль.

– Кто такие мухаджиры?

– Беженцы, которые ушли с Северного Кавказа во время и после русско-кавказской войны. Основная масса мухаджиров были этническими черкесами (адыгами). Расселялись, в основном, в Османской империи. Некоторые – на Балканах. Если говорить об израильских черкесах, то большая часть из них были переселены с Балканского полуострова. В две известные деревни – Кфар-Кама (или Кафар-Кама, как говорят на иврите) и Рихания. И согласно одной из легенд третьей была деревня Абу-Гош. Я нашел легенду об Абу-Гоше, о том, что это были черкесы, а не чеченцы. У них были плохие отношения с местными арабами, в результате чего арабы вырезали всех черкесов. Осталась одна женщина, которая спрятала своих четырех сыновей в соседней деревне. Собственно, от них и произошли живущие сегодня в Абу-Гош, те, кто называли себя черкесами. Но сегодня они называют себя чеченцами. Почему?

Жители первых двух селений – Кфар-Кама и Рихания – не считают их черкесами. Это обычные израильские арабы. Единственное их отличие в том, что они всегда были лояльны государству Израиль, даже участвовали во время арабо-израильских войн на стороне Израиля. Потому что именно представители мухаджиров стояли на стороне своего государства.

– Какие-то северокавказские обычаи здесь сохранены или это полностью арабизированное население?

– Люди, которые живут, например, в Кфар-Каме или в Рихании, сохранили и язык, и обычаи. Если говорить о жителях Абу-Гош, то это в принципе арабы. Они не знают никакого другого языка, поэтому их так легко назвать чеченцами или черкесами, тем более что черкесы – это в принципе собирательное название для всех выходцев с Северного Кавказа.

– То есть теоретически среди большого количества мухаджиров могли быть те, которые считая себя черкесами, могли быть чеченцами?

– Конечно. В соседней Иордании, например, порядка 300 тысяч потомков черкесов адыгского происхождения и примерно 25 тысяч чеченцев.

– Есть какие-то данные о численности этой исторической северокавказской диаспоры на Ближнем Востоке, в Турции?

– Самая большая проблема заключается в том, что в Турции эти данные так и не обнародованы. Но есть предположения, что в этой стране около 4-5 миллионов черкесов.

– А в других странах?

– Там черкесов существенно меньше. В Иордании примерно 300 тысяч, около 200 тысяч в Сирии. В Израиле осталось совсем мало, в двух селах – Кфар-Кама и Рихания – около 5 тысяч черкесов. Во время войны между Израилем и Сирией многие селения покинули черкесы и переселились в Сирию.

– Есть ли данные о том, чем занимались эти люди, когда переехали? Это сельское население или они формировали какие-то военные северокавказские подразделения? Как в Иордании – чеченская гвардия или черкесская гвардия?

– В черкесской гвардии действительно служат и черкесы, и чеченцы. Черкесы составляли именно военное сословие, их еще в Османской империи отправляли охранять Трансиорданскую железную дорогу. Да и черкесов в Израиле, если говорить о XIX веке, трудно назвать крестьянами. В легендах как раз говорится о том, что они занимались грабежами, у них было очень много конфликтов. В той же легенде говорится, что единственный труд, который они считали не зазорным – выращивать лошадей.

– Сейчас все это северокавказское сообщество объединено? Или это отдельные общины, которые более-менее сохраняют национальные обычаи, но потихонечку смешиваются с местным населением?

– И то, и другое. Между ними есть общение. Черкесы в Иордании, Израиле, Турции общаются между собой, и последние 20 лет более интенсивно, поскольку появились средства коммуникации. С другой стороны, существенная часть черкесов, особенно в Турции, переезжают в города. Происходит очень быстрая ассимиляция и люди теряют язык. То же самое происходит и в Иордании, и в Сирии.

– Экспорт имени любимого руководителя, почитаемого президента – довольно распространенная практика на постсоветском пространстве. Известны памятники покойному президенту Азербайджана Гейдару Алиеву во многих городах. Похоже, что чеченские власти тоже пользуются этим пропагандистко-политическим методом, поскольку в деревне Абу-Гош появится чеченская школа, чеченский культурный центр, улица Кадырова. Таким образом, имя Ахмад-хаджи станет более известным в мире. Это правильное допущение?

– Не думаю, что это будет большая новость в израильских газетах. Не вижу никакого существенного пиар-эффекта. Я бы рассматривал эту новость в более широком контексте. Дело в том, что у России в кои веки появляется какая-то политика в отношении именно северокавказских диаспор. Совсем недавно Россотрудничество, которое занимается работой с соотечественниками, начало заключать соглашения с северокавказскими республиками по работе с диаспорами. В частности, речь шла и о черкесах Сирии и Турции. Мы увидели в этой новости лишь один фрагмент этой политики. В любом случае Россия пытается обезопасить Олимпиаду-2014, и тут работа с черкесскими организациями необходима.

И второе предположение более общего плана. Видимо, у России есть какие-то интересы на Ближнем Востоке и в Турции, она каким-то образом хочет задействовать именно северокавказские диаспоры. Ведь если взять Иорданию или Сирию, то это очень сильные общины, которые имеют определенный политический вес.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"