Как выиграть выборы до выборов? (Удмуртия)



В самом крупном из сельских районов Удмуртии – Завьяловском – который кольцом охватывает полумиллионный Ижевск, в эти дни в суде происходят каждодневные многочасовые разбирательства в рамках предвыборной кампании. Кандидаты в Завьяловский райсовет по 12 одномандатным округам от Единой России и ЛДПР подали заявления в суд на Завьяловский теризбирком, требуя отменить регистрацию двенадцати же своих прямых конкурентов в округах - одномандатников от «Справедливой России». Аргумент тот, что регистрация списка одномандатников и самих кандидатов-справедливороссов, по мнению заявителей, произошли позже установленного законом срока
Так считает, в частности, Валерий Малышев, кандидат от Единой России по округу Южный

Валерий Малышев: Это нарушает мои права. В законе четко прописано – последний срок регистрации 29 октября. Документы сдал – зарегистрировался 29 числа. Территориальная избирательная комиссия должна была зарегистрировать Чиркова 29-м числом, а не 31-м. Я за Чирковым не следил, чем он занимался 29 числа. Сдавал он документы или нет, я по отношению к Чиркову никаких претензий не имею. Я сужусь против ТИК, при чем тут Чирков?

Надежда Гладыш: А вот как представил обстоятельства дела Леонид Чирков, кандидат от «Справедливой России» по Южному одномандатному округу Завьяловского района

Леонид Чирков: Мы 29 числа в 10, 12, 14 и 16 часов появлялись через два часа в избирательной комиссии. Документы у нас все были там, на месте. Эльвира Равиловна… Потом сказали, что времени у нас нет больше, приходите 31 числа. Документы у нас все лежали там готовые в избирательной комиссии.

Надежда Гладыш: В самом деле, задним числом справедливороссы-одномандатники, подвергшиеся такой обструкции, начали подозревать, что неслучайно их так долго морили в коридоре теризбиркома, а затем рассматривали документы сперва самовыдвиженцев, а затем коммунистов-одномандатников. А минут за 15 до шести часов в помещение теризбиркома пришли два прокурорских работника и наряд полиции. Кто и зачем их вызвал, неизвестно. Тексты заявлений у всех двенадцати единороссов и ЛДПР-вцев абсолютно идентичны, меняются только фамилии заявителей и тех, кого просят снять с регистрации. На данный момент суд оставил регистрацию в силе пяти кандидатам. Два заявителя добровольно отозвали свои заявления, сказав, что подписать его их заставили. Суды продолжаются. Во вторник в Завьяловском суде побывали наблюдатели от миссии ОБСЕ. Параллельно там же, в Завьяловском суде местное отделение партии «Справедливая Россия» пытается отменить постановления Теризбиркома, которыми им отказано в заверении и регистрации муниципального партийного списка от «Справедливой России». Аргументация этого отказа такова: перепутано отчество одного из 35 кандидатов; а также в муниципальный список попала фамилия кандидата, который идет на выборы лишь в качестве одномандатника, соответственно, никаких документов по нему в рамках муниципального партийного списка не предоставлялось. Вот как председатель Завьяловской избирательной комиссии Земфира Нагаева ответила по поводу путаницы с отчеством прокурору Шадрину

Прокурор: всё-таки вопрос мой по поводу человека с отчеством Вячеславович/Валентинович. Если я правильно понял, у вас был список, где находилось лицо с отчеством Валентинович, и было заявление, где было написано, что у него отчество Вячеславович.

Земфира Нагаева: Но пакет документов был на Валентиновича. В постановлении от 28 числа так и сказано: «Сысоев Сергей Вячеславович – неверно указано отчество кандидата в заявлении. Не соответствует представленной копии паспорта. Мы по паспорту сморим человека прежде всего. Мы по паспорту сверяли. Сам Сысоев не отрицает, что техническая ошибка была. Действительно, Сысоев приходил и переписывал заявление.

Надежда Гладыш: Парадокс предъявленных претензий состоит в том, что отчество, исправленное на правильное, теперь вошло в противоречие со сданным списком. Еще более надуманным выглядит обвинение в том, что в муниципальный список попал лишний человек.
Вот как по этому пункту спорят Земфира Нагаева и адвокат справедливороссов Юрий Ахуков

Земфира Нагаева: Что касается партийных списков. Избирательное объединение выдвигает муниципальный список конференции в таком виде и приносит его для заверения, то исключать из него избирательная комиссия либо кто-либо… надлежащий орган должен этим заниматься. Он единый. И для того, чтобы нам его внутри что-то убирать или исключать, у избирательной комиссии полномочий таких нет.

Юрий Ахуков: Я прошу обратиться к пункту 24 статьи 29. Дословно читаю: перечень оснований для отказа в регистрации муниципального списка: исключение кандидата из муниципального списка кандидатов по решению избирательной комиссии установлено частями 21 – 23 настоящей статьи является исчерпывающим. Дословно следует, что исключение кандидата из заверенного списка относится к компетенции избирательной комиссии.

Надежда Гладыш: Многочасовые судебные тяжбы, предпринятые представителями «партии власти» против кандидатов завьяловского отделения «Справедливой России» не имеют аналогов ни в одном другом из районов Удмуртии. Причина, по мнению наблюдателей в том, что после недавнего осуждения бывшей главы района за масштабные махинации с земельными участками региональная власть в значительной мере утратила привычные рычаги влияния в Завьяловском районе. Главы ряда поселений надеются переломить легальным путем ситуацию в районе. Поэтому в преследовании завьяловских эсеров задействованы даже политтехнологи президентской команды, введенные для этого в состав Завьяловской территориальной комиссии с правом совещательного голоса. Судебные баталии грозят из районного суда перейти в порядке кассационного обжалования в Верховный Суд Удмуртии. Работать с избирателями завьяловским справедливороссам некогда.