Против кого дружим? Истоки школьного шовинизма

Время от времени мне рассказывают о различных случаях проявления национализма в школах, но всякий раз, когда я предлагаю обсудить эту тему в эфире, никто не соглашается.

Тем, кого травят, страшно, что накинутся еще больше, а тот, кто стал невольным свидетелем, начинает бояться за себя. Недавний пример: учительница вызвала ребят, которые обзывали одноклассника «черным», и объяснила, что их родителей могут посадить в тюрьму за экстремизм и разжигание национальной розни. Дети испугались и, скорей всего, перестали дразнить парня, переключившись на какого-нибудь рыжего или «ботана».

И здесь еще большой вопрос – что хуже: когда тебя дразнят из-за кривых ног или этнической принадлежности? Кстати, тоже зависит от воспитания и среды. Где-то национальная самоидентификация воспитывается с пеленок, а где-то, например, у российского большинства, отсутствует и в зрелом возрасте.

Другое дело, что объединяющим фактором вместо этнической общности стала принадлежность к социальному классу. Об этом говорят результаты исследования, проведенного в школах Санкт-Петербурга и Подмосковья.

О детях-мигрантах в российских школах мы и поговорим в «Классном часе Свободы» ввоскресенье, 20 ноября в девять часов вечера. Повтор в шесть утра в понедельник.