Суды под защитой ГАИ?

Главный редактор ростовской газеты "Уполномочен заявить" Александр Толмачев рассказал Радио Свобода, как правоохранительные органы не пустили в Москву участников митинга протеста против судебно-следственного произвола.

Митинг, организатором которого выступает общественное движение "Гражданский комитет", согласован с московскими властями и должен начаться на площади Краснопресненской заставы в 16:30 25 ноября. По словам Толмачева, в возглавляемую им газету поступает много жалоб на ростовские суды, поэтому он принял самое активное участие в организации московской акции:

– Мы хотели выдвинуть такое требование: встреча с председателем Верховного суда Вячеславом Лебедевым и немедленная отставка председателя областного суда Виктора Ткачева, который более 20 лет занимает этот пост, – рассказал Александр Толмачев.

Но поездка в столицу закончилась, едва начавшись:

– В 16:00 24 ноября мы выехали из Ростова. Всего в автобусе было около 50 человек – ветераны, офицеры, сотрудники полиции. Отъехали километров 60 – и нас начали преследовать две машины. Они обгоняли автобус, становились перед ним и притормаживали... Мы остановились, подождали, пока они проедут. Только снова тронулись – они снова подрезают, провоцируют ДПП.

– Вы запомнили номера этих машин?

– Мы все снимали на видеокамеру, там видны номера… И вот на подъезде к Миллерову нас тормозит ГАИ. Выходим из автобуса, подходим к гаишникам, спрашиваем, в чем дело. Они в ответ: "Мы хотим предупредить, что скользкая дорога". При этом дорога была совершенно сухая, никакого снега или гололеда. Я говорю: "Нас преследуют машины. Прошу разобраться". – "Хорошо, мы сообщим сейчас на другой пост. Все будет нормально", – отдали нам документы, мы начали садиться в автобус.

Только сели, еще двери не закрыли – почувствовали легкий удар сзади. Выходим и видим "Жигули" 14-ой модели, которые преследовали нас: автомобиль легонько въехал автобусу в зад, разбил фару и всё. Тут полиция сразу водителя "Жигулей" забирает и куда-то увозит. И нашего водителя увезли. А нас начинают мурыжить. Час мурыжат, два, три, четыре... То не так протокол составлен, то еще что-то не так сделано. Сразу было видно, что люди настроены нас задерживать.

Потом уехали эти гаишники, приехала новая команда и сообщает: они всё неправильно делали, теперь мы будем расследовать это дело. Ну и начали расследовать. Расследовали, расследовали, телефоны у нас у всех блокированы – никто не мог никуда дозвониться. 12 часов, пока не рассвело, мы так провели: с восьми вечера до восьми утра. Холодно (минус 12), движок работает, гарь. Многие задыхаться начали. Несколько раз вызывали "скорую".

Обстановка была напряженная, люди хотели перекрыть трассу. Еле уговорили их не делать этого… И только когда я дозвонился до областной прокуратуры, до ФСБ, какое-то движение началось. Приехал из Миллерова зам районного прокурора (в район из облпрокуратуры позвонили), посмотрел – и говорит: да, тут не за что было задерживать, можете ехать. Я к водителю: "Поехали". А он ни в какую: "Нам сказали: если дальше поедете, плохо вам будет". Короче, развернулись мы и поехали обратно в Ростов.

По пути собрали подписи со всех очевидцев, теперь готовим жалобы и в прокуратуру, и в Следственный комитет, – говорит Александр Толмачев.

Корреспондент Радио Свобода дозвонился в миллеровскую районную прокуратуру. Не представившийся сотрудник прокураутры подтвердил: зампрокурора выезжал на место ДТП. Но назвал это рядовым случаем.