Новые кандидаты в "Список Магнитского"

Виталий Архангельский, основатель компании "Oslo Marin Group"

Продолжается противостояние вынужденного эмигрировать во Францию петербургского предпринимателя Виталия Архангельского и
высокопоставленных чиновников Смольного, включая экс-губернатора Валентину Матвиенко. Архангельский утверждает, что власти города, используя банк "Санкт-Петербург", незаконно лишили его бизнеса. Против самого Архагельского было возбуждено уголовное дело. На родине его обвиняют в мошенничестве с кредитными средствами. Но суд во Франции поставил под сомнение законность уголовного преследования бизнесмена и отказался выдать его российским правоохранительным органам. Новое судебное разбирательство также закончилось победой Архангельского. Банк "Санкт-Петербург" последние события не комментирует.


На минувшей неделе центральной темой, которая обсуждалась в финансовых и политических кругах Петербурга, стало решение Суда Виргинских островов, который арестовал имущество председателя правления банка "Санкт-Петербург" Александра Савельева, владельца 30% акций этого, одного из центральных в городе банка. Это решение суда сумел добиться президент петербургской группы "Осло Марин" Виталий Архангельский, которого банк "Санкт-Петербург" путем рейдерского захвата, с использованием высокопоставленных чиновников, лишил имущества на сумму в 15 млрд. рублей. Теперь, после решения суда Виргинских островов председателю правления банка "Санкт-Петербург" предстоит предъявить суду недвижимость, счета в иностранных банках и акции на сумму в 4 млрд. рублей. Сразу после того, как стало известно о решении суда, акции банка "Санкт-Петербург" подешевели на 5%, хотя до этого они только росли на фоне появившейся информации о том, что банк собирается купить совладелец банка "Россия", друг Владимира Путина, Юрий Ковальчук.

Виталий Архангельский ожидает, что решение суда Виргинских островов приведет к еще более серьезным последствиям для банка "Санкт-Петербург":

– Банк действительно оказался в очень непростой ситуации. Он должен решить для себя, будет ли он продолжать войну, которая растянется на два-четыре года и будет стоить ему от 10 до 20 миллионов фунтов, либо он должен принять рейдерский захват и попытаться урегулировать ситуацию в ближайшие сроки. Причем сроки, максимально возможные в данном случае, – это до Рождества. Потому что в противном случае банк при такого рода обвинениях столкнется с расследованием, связанным с отмыванием денег, полученных преступных путем. Цена на акции банка уже начала драматическое падение. Я уверен, что покупатели банка будут ждать, когда же закончится вся эта история, прежде чем примут окончательное решение. Я не исключаю, что, возможно и более драматическое развитие событий, связанное и как с отзывом банковской лицензии, так и с прекращением международных платежей, что должно одновременно повлиять и на клиентуру банка, которая вряд ли будет работать с банком, операции по картам и расчеты по корсчетам которого будут приостановлены. И причиной всему в первую очередь – международное законодательство, касающееся отмывания денег, полученных преступным путем. Возможно много других вещей, связанных с обесценением акций, со скидыванием акций, и это не придает стабильности банку, находящемуся под гнетом настолько серьезных обвинений в коррупции, – conspiracy and fraud, как говорят иностранцы, то есть преступный сговор и отмывание денег, произошедшие на базе преступного сговора.

На днях Виталий Архангельский встречался с конгрессменом США Беном Кардиным, известным в России созданием "списка Магнитского". По мнению Виталия Архангельского, вполне возможно, что этот список скоро будет называться иначе, может быть, даже "Петербургский список", и есть все основания считать, что в него могут войти и фамилии известных чиновников Петербурга, включая экс-губернатора Валентину Матвиенко:

– Состоялась встреча с так называемой "комиссией Сената", с Хельсинкской комиссией, которая занимается правами человека и которая выступает инициатором законодательства, связанного с исключением людей, замешанных в преступлениях над человечеством, коррупцией и нарушением прав человека, из числа проживающих на территории Соединенных Штатов Америки, посещающих США и имеющих там активы. В настоящее время такого рода закон уже принят в Канаде, в ближайшее время он будет принят в Голландии, еще ряде стран.
И, соответственно, Хельсинская комиссия США очень активно заинтересована, во-первых, в понимании того, что происходит в России, расследовании таких случаев, как мой.

Мы вышли с предложениями к этой комиссии включить судей, сотрудников милиции, чиновников петербургских и в данном случае уже теперь федеральных, замешанных в рейдерской атаке на мой бизнес и преследовании меня и моей семьи, в так называемый "список Магнитского". Я предполагаю, что само название "список Магнитского" будет нарицательным, а, учитывая преступления, которые творятся в Санкт-Петербурге, я не исключаю, что этот список может быть переименован и в "Санкт-Петербургский список". Мои адвокаты представили полный комплект документов по данной ситуации в Хельсинкскую комиссию, и мы подали заявку на серьезное и беспристрастное рассмотрение возможности отключения таких людей, как Матвиенко, Пиотровский, Савельев, рядовых милиционеров, таких как Левицкая, Михеев, Егерев, Урюпин, судей санкт-петербургских, которые активно участвовали в процессе отъема бизнеса, судебных приставов. Колоссальный общественный резонанс, который имеют отказ в экстрадиции и победа в суде на Виргинских островах, отражается во всей европейской и американской прессе. Мои адвокаты собрали максимально возможное досье на имущество этих людей, на их преступления, – и не только связанные со мной. Мы будем рады поделиться этими данными с Хельсинской комиссией. Я думаю, результата долго ждать не придется, потому что вступление России во Всемирную торговую организацию серьезно ускоряет процесс разработки подобного рода законодательства, особенно в преддверии новых американских выборов.

Дело президента петербургской группы "Осло Марин" Виталия Архангельского продолжает оставаться в центре внимания европейской и американской прессы. И, похоже, оно еще будет иметь самые далеко идущие последствия не только в отношении оценки инвестиционной привлекательности России в целом, но и в отношении возможных изменений внутри этой страны.