Уход титана

Василий Алексеев на чемпионате СССР в Таллине

На минувшей неделе российский спорт потерял великого спортсмена и тренера. На 70 году жизни скончался двукратный олимпийский чемпион по тяжелой атлетике Василий Алексеев.

Есть пословица – "что имеем не храним, потерявши плачем". Боюсь, что эти слова можно произнести по отношению к великому спортсмену Василию Алексееву. Уникальная личность, уникальный спортсмен. Умер, не дожив всего ничего до 70 лет. И вот теперь вынуждены мы разговаривать о нем в прошедшем времени и вспоминать его не просто как великого спортсмена, – а таких много! – а как уникального человека, который создал свою методики, который фактически без работы с тренерами, без чьего-либо руководства сформировал целую эпоху в тяжелой атлетике и вообще в мировом спорте.

Дело все в том, что тяжеловесы среди спортивных персоналий – это особая статья. Чемпионами-тяжеловесами интересуются все. На самом деле, все они уникальны. Я припоминаю чемпиона Европы Якова Куценко, это была яркая публичная личность. Юрий Власов – воинствующий интеллигент. Леонид Жаботинский – хитрый, общительный, веселый, вроде бы открытый. И совершенно уникальный человек – Василий Алексеев.

Я бы сказал, что это была разносторонняя уникальность. Это был атлет, который изначально тренировался самостоятельно, который сам сделал себе систему сверхнагрузок и мобилизации, не руководствуясь научными рекомендациями, трудами, исследованиями. Это был результат уникального видения – понимать, что делают другие, а потом выделять опыт и пробовать его на себе. Причем, эту уникальность он сохранял всегда. И даже на соревнованиях к выходу на помост он никого близко к себе не подпускал – ни тренера, ни выводящего. Он всегда был сам по себе.

Но это одна сторона дела. Вторая сторона заключается в том, что он был уникален физически, соматически, психологически. Понимаете, человек, который начал заниматься тяжелой атлетикой поздно, травмировался, стал инвалидом II группы, потом создал для себя станок для реабилитации, восстановился!.. Конечно, это психологическая уникальность. Воля – это способность удерживать цель. Это одно из точных определений воли. Алексеев установил 80 мировых рекордов! Представляете себе, какая это целенаправленность! И при этом уникален он был еще и в том, что, как вспоминают его современники, он сам был человек невероятно общительный, добрый. У него был такой добрый внутренний мир, судя по всему. Он понимал, что внешний мир достаточно агрессивен. Жизнь зла. Но он сам говорил, что на жизнь всегда смотрел реально. И при этом добрый юмор, уважительное отношение к другим, умелый уход от конфликтов... За это невозможно было не любить такого человека.

Как правило, уникумы, которые самостны в себе, такими и остаются. Но обратите внимание, когда Алексеев стал главным тренером сборной СССР в 1990-1992 году, под его руководством команда не проиграла ни одного выступления, и не было в команде ни одной травмы. Это уже суперменеджер! Поэтому об уникальности этого человека нужно говорить и помнить, потому что это неповторимо. Уход его и недопонимание его, на мой взгляд, – историческая неправомерность. И это должно быть исправлено.

Конечно, катастрофа для отечественной тяжелой атлетики то, что он поработал главным тренером сборной СССР всего два года. Речь даже не о его работе на посту главного тренера. Такому человеку нужно было создавать все условия, чтобы он имел свою школу, чтобы воспитывал своих, таких же уникальных спортсменов. Но ничего подобного у него не было. Он тихо и спокойно жил в городе Шахты Ростовской области и никаких школ не имел, хотя, насколько я могу судить по его интервью, он хотел иметь такую школу и был бы счастлив воспитывать молодых спортсменов. Что же, вновь и вновь разбрасываемся такими суперталантами, суперкадрами…

Я думаю, что катастрофа, которая произошла с развалом советского спорта, привела не только к тому, что многие уехали выступать и работать за рубеж, а в том, что был утрачен интерес к фундаментальным основам спорта, организации методологической базы и т. д. – на многие, многие годы такой интерес просто-напросто исчез. Поэтому сама ситуация была такой, что рассчитывать на то, что в этой сутолоке кто-то будет заниматься созданием школы для Алексеева… Другое дело, что сейчас вроде бы, когда снова возникает проблема воспроизводства и создания новой спортивной структуры, может быть, придут такие времена. Но Алексеева уже не будет.

Очень жалко, что накануне очередной Олимпиады приходится говорить о потере кадров и о потере прекрасных людей. Уверен, что в своем далеко не самом старом возрасте Алексеев и сегодня мог бы плодотворно работать. Но для этого нужно, чтобы у человека была внутренняя установка. Такие люди требуют к себе особого отношения. Это особое отношение к нему не всегда давалось его окружению. Не только его уход – его многолетнее творческое "молчание" и стало настоящей катастрофой не только для него самого, но и для российского спорта.