Перемены климата

Военные охраняют пресс-центр перед объявлением результатов выборов в Южной Осетии

Российские блогеры наблюдают за скандалом на президентских выборах в Южной Осетии, который кажется особенно актуальным в преддверии парламентских выборов в России. Параллели проводит колумнист Полит.ру Олег Епиходов:

Верховный суд Южной Осетии признал недействительными результаты выборов, согласно которым кандидат Кремля Бибилов проиграл оппозиционной Джиоевой. Тут без креатива никак: все ж таки разрыв был 16%. Как сообщают информагентства: "Результаты выборов признаны недействительными... Все заявленные факты нарушений подтвердились". Список фактов, впрочем, не предъявлен, но и не важно. Зато быстро подтвердились. Согласно "Ведомостям", в Кремле считают Джиоеву неплохим человеком и политиком, но смущает то, что за ней стоит бизнес-группа, для которой не столь важны геополитические интересы. Геополитические интересы Южной Осетии — звучит необыкновенно прекрасно. В самом деле, не может быть так, чтобы у Южной Осетии не было бы своих геополитических интересов! На недавней встрече с руководством фракции "Единая Россия" Путин тоже говорил о геополитике, требуя ответственной Госдумы с большим числом депутатов от "Единой России": "если мы расквасим парламент... это когда-нибудь подтащит нас к той черте, за которой сейчас оказались наши партнеры и друзья в Европе". Там же присутствовал и механизм: "В этой связи хотел бы обратить ваше внимание на необходимость добиваться максимального результата на этих выборах". К чему тут могло относиться слово "добиваться"? Ну, интуитивно было понятно, к чему именно. А теперь можно обойтись и без интуиции.

Никто из блогеров не сомневается, что отмена результатов выборов – политическая воля российского руководства, но разумность этой воли у многих вызывает сомнение. Пишет Дмитрий Бавырин:

Пойти на идиотский силовой принцип и своими руками организовать в Южной Осетии антироссийскую, а в потенциале прогрузинскую оппозицию - это надо уметь. Есть повод проверить Старую площадь на предмет наличия там грузинских шпионов.

Логику действий российских властей пытается выстроить пользователь философского блог-портала phronesis.ru farmasohn:

История с Южной Осетией в точности повторяет историю с выборами в Абхазии 7 лет назад. В Южной Осетии, как и в Абхазии, нет никаких проблем с "антирусскими силами", ради нейтрализации которых следовало бы идти на все. Но есть кандидат от ФСБ и есть кандидат не от ФСБ. Кандидат от ФСБ рассматривается как 100% контролируемый мутинскими. Всякий иной кандидат представляет хотя бы минимальный риск не полного управления из Москвы. И вот само наличие такой возможности, т.е. возможности ВЫБОРОВ, мутинские вообще не могут принять как часть существования. В картине мира мутинских всякая возможность отклонения от 100% гарантируемой картины будущего воспринимается как «зияние в бытии», которое ЛЮБЫМИ СРЕДСТВАМИ нужно подавить. Это глубже любого рационального политического смысла. Мутинские сегодня по сути дела занялись организацией гражданской войны в одной из самых проблемных зон своей периферии, очевидным образом играя на руку своему абсолютному врагу (Грузии). Т.е. политическое действие себе во вред перевешивается общим страхом перед самой возможностью риска, связанного с моделью выборов.

***
В понедельник в южноафриканском городе Дурбан начала работу очередная десятидневная конференция ООН по изменению климата. Основным вопросом станет продление Киотского протокола, первый период обязательств по которому истекает 31 декабря 2012 года. Об отказе от продления документа, который обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы, вызывающие парниковый эффект, уже заявили Канада, Япония, Россия и Австралия. О том, каких результатов можно ждать от конференции, рассуждает в блоге на сайте Financial Times Пилита Кларк:

О готовности поддержать вторую часть Киотского протокола пока заявили только ЕС и еще несколько развитых стран. Но даже и они согласны только при условии, что другие страны, в том числе и Китай, в будущем тоже примут на себя хоть какие-то обязательства, имеющие юридическую силу. Но Китай продолжает считать себя развивающейся страной, освобожденной от всех обязательств. При этом Соединенные Штаты, которые подписали Киотский протокол, но так его и не ратифицировали, заявили, что не пойдут ни на какие договоренности, от выполнения которых освобожден Китай.

Единственным выходом из сложившейся ситуации представляются "инициативы снизу", в рамках которых отдельные страны добровольно берут на себя обязательства по сокращению выбросов. Директор по развитию одной из южноафриканских компаний предлагает в своем блоге спуститься еще ниже – обязательства, по его мнению, должны брать на себя не страны, а отдельные корпорации:

То, что разговоры об изменении климата не желают слушать ни на вечеринках, ни на советах директоров, истина общепризнанная. Но будем считать, что открывшаяся в Дурбане конференция дает нам право об этом поговорить. Большинство успешных экологических проектов осуществляют люди, просто задумавшиеся о том, как бы уменьшить количество производимых ими выбросов. В этом году наша компания сократила их на 43 процента – в основном благодаря виртуализации пятисот серверов. Руководство довольно: с их точки зрения, мы занимались не предотвращением глобального потепления, а экономией расходов на электроэнергию. Такую историю можно, пожалуй, рассказывать и на вечеринке.

Впрочем, есть подозрение, что на вечеринке куда больше шансов на успех будет у издевательского исследования, который выложил в блоге на сайте The Irish Economy специалист по экономическим вопросам изменения климата Ричард Тол:

За последние месяцы из Дублина уехали восемь ученых-экономистов. Число только на первый взгляд незначительное – всего их в стране около двухсот. Все они уехали в места с более теплым климатом: в Стирлинг, Брайтон, Оксфорд, Канберру, Мельбурн и Лиссабон. Дублинские экономисты плевать хотели на мнение Европейского союза о том, что потепление на 2 градуса представляет опасность.
В период с 1998 по 2009 год миграция внутри ЕС всегда была в пользу более теплых мест, причем целых 33 процента мигрантов переехали в места, где потепление превышает 2 градуса.
Конечно, нельзя сравнивать переезд в теплые места с последствиями глобального потепления, но факты свидетельствуют, что не только дублинские экономисты, но и вообще европейцы предпочитают жить там, где теплее.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".