Виталий Манский: "Ходорковский" - не манифест, а традиция

Ваш браузер не поддерживает HTML5

В студии Радио Свобода режиссер Виталий Манский

В канун и сразу после выборов в Москве проходит фестиваль "настоящего" документального кино - "Артдокфест", а потом состоится вручение премии "Лавр" в области неигрового кино и телевидения. Виталий Манский, организатор, создатель и президент фестиваля, сегодня в студии Радио Свобода.

Анна Качкаева: Мы сегодня будем говорить о том, как на вызовы нынешнего времени отвечает нынешнее российское документальное кино, и что снимают и что думают об актуальном молодые люди, ровесники новой России. И мой первый вопрос. Когда российский фестиваль открывается фильмом о Ходорковском – это манифест?

Виталий Манский: Да нет. Наш фестиваль три года назад открывался картиной финско-эстонского производства "Революция, которой не было", посвященной политической жизни в стране. В прошлом году фестиваль открывался итальянской картиной шведского режиссера "Видеократия", которая была посвящена эпохе Берлускони на итальянском телевидении, которая завершилась и которая столь созвучна нашей сегодняшней телевизионной картине. И когда мы ставили первым фильм о Ходорковском, мы никакого жеста не делали и фиги в кармане не держали. И потом, это же выборы попали под наш фестиваль, а не мы под выборы. Я эту картину видел еще до Берлинского фестиваля, когда ее вообще нигде не показывали, потому что продюсеры – мои друзья, мы следим, как фестиваль, за теми картинами, которые снимаются о России, потому что у нас в регламенте фестиваля указано, что мы можем приглашать в конкурсную программу фильмы, снятые на русском языке, в любой стране мира. Поэтому, когда Туши стал снимать о Ходорковском, это стало любопытно. Но когда я увидел картину, я увидел, что немалая часть фильма не на русском языке, и я понял, что она в конкурс не попадет. Если бы она была показана в течение года, а мировая премьера ее была в феврале, и если бы ее с февраля кто-то показал, то мы бы ее уже не показывали, но коль скоро она сохранила в этом смысле свою девственность, мы ее решили показать. А так как она должна в эти дни выйти в прокат или не пойми что, то мы ее поставили ближе к началу, на открытие, потому что бессмысленно показывать картину на фестивале, если она уже идет во всех кинотеатрах. А потом оказалось, что ни в каких всех кинотеатрах она не пойдет.

Анна Качкаева: А кто будет представлять картину? В прошлый раз, перед «Видеократие», выступал господин Парфенов.

Виталий Манский: У нас уже есть такая традиция – мы не устраиваем традиционное открытие с выходом людей на сцену, с аплодисментами, с цветочками… У нас все церемония открытия снимается… то есть делается фильм-открытие, условно говоря, где выступают все: и я, и председатель жюри, которым в этом году будет Андрей Звягинцев, и Кирилл Туши, с которым мы сегодня долго на эту тему говорили, и он не до конца мог понять… Он говорит: «Как же так, я приехал, и что же, я буду сидеть в зале, а я буду говорить с экрана?» Я говорю: «Ну, да, дорогой мой, ты будешь говорить с экрана, потому что ты можешь с экрана, в принципе, обратиться к себе, если ты хочешь представить себя, попросить себя встать, никто тебе не мешает, но у нас такая традиция». И это не просто фильм, это определенный перфоманс.

Анна Качкаева: Где в этом году вы будете показывать программу?

Виталий Манский: Коль скоро кинотеатр «Художественный» еще не закрыли на реконструкцию, мы проводим опять в кинотеатре «Художественный». Притом мы, как всегда, проводим фестиваль во всех залах кинотеатра с утра до ночи, у нас есть и ночные просмотры, дискуссии. Вообще говоря, даже часа нашего эфира недостаточно для того, чтобы представить всю программу. У нас 100 фильмов, 200 сеансов, вся конкурсная программа – это абсолютные российские премьеры. Большинство внеконкурсных картин – это абсолютные российские премьеры.Где в этом году вы будете показывать программу?

Виталий Манский: Коль скоро кинотеатр «Художественный» еще не закрыли на реконструкцию, мы проводим опять в кинотеатре «Художественный». Притом мы, как всегда, проводим фестиваль во всех залах кинотеатра с утра до ночи, у нас есть и ночные просмотры, дискуссии. Вообще говоря, даже часа нашего эфира недостаточно для того, чтобы представить всю программу. У нас 100 фильмов, 200 сеансов, вся конкурсная программа – это абсолютные российские премьеры. Большинство внеконкурсных картин – это абсолютные российские премьеры.