В свет вышел первый том интерактивной "Хроники мировой оперы". На четырех дисках – история оперной музыки с 1600 по 1850 год в описаниях, видеоизображениях и звуковых иллюстрациях.
Автор энциклопедии – музыковед Михаил Мугинштейн – уверяет, что аналога изданию нет нигде в мире:
– У нас великие композиторская, исполнительская и музыковедческая школы. У нас есть блистательные теоретические труды по персоналиям, но не было системы, свода знаний. Поэтому в доме надо было навести порядок...
Наводить порядок Михаил Мугинштейн начал в 2005 году, когда в екатеринбургском издательстве "У-фактория" вышел роскошный первый том его бумажной книги "Хроника мировой оперы". Это краткий курс истории оперы, задача его – проследить путь от произведения к спектаклю. В этом томе – 200 произведений от первой дошедшей до нас оперы "Эвридика" Пери 1600 года до "Лоэнгрина" Вагнера 1850-го. Два с половиной века, 86 статей о композиторах и 250 – о режиссерах, дирижерах, сценографах, исполнителях. Структура статьи о любой опере строится так: все выходные данные о произведении, включая персонажи (по голосам) и состав оркестра, содержание оперы, авторский комментарий, и самые знаменитые постановки. Теперь Михаил Мугинштейн выпустил первый том в виде интерактивной энциклопедии:
– Здесь двести опер, двести пятьдесят интерпретаторов, восемьдесят шесть композиторов и тысяча видео и аудио фрагментов. Том состоит из четырех частей. На первом диске – 17-й век, эпоха раннего барокко, Второй диск – 18-й век, позднее – барокко и классицизм. Третий диск – первая половина 19-го века, романтическая опера. Четвертый диск – великие интерпретаторы 20-го века.
Это образовательный проект, но его аудитория, говорит Михаил Мугинштейн, не только учащиеся музыкальных школ или вузов:
– Неподготовленному любителю можно удовольствоваться изложением либретто. Для учащихся профессиональных заведений есть другой уровень. Для руководителей и практиков театра – не только информация, но и режиссерский ключ ко многим произведениям...
На четырех дисках, помимо аудио и видеоинформации, то есть фрагментов спектаклей, размещены статьи самого Михаила Мугинштейна. В тексте есть гиперссылки, которые позволяют посмотреть или послушать тот или иной фрагмент спектакля. Можно статей не читать – только слушать или смотреть. Михаил Мугинштейн рассказывает:
– Мои студенты и в Екатеринбурге, и в ГИТИСе, по-моему, не берут в руки большие книжки. Все они ходят с ноутбуками. И охотно вставляют эти диски в свои компьютеры. Но, конечно, не это спровоцировало меня на издание интерактивной энциклопедии. Я хотел увидеть свою любимую женщину – оперу – во всей ее красе. Да, есть мои тексты, замечательно, но с них идут ссылки, и можно посмотреть фрагменты спектаклей мирового музыкального театра (от самых традиционных до самых авангардных постановок). И это совсем другое дело. Здесь тысяча фрагментов: примерно 90 процентов видео и 10 процентов - аудио. И есть редчайшие вещи. Например, Федор Литвин поет "Смерть Изольды" под рояль, или Иван Ершов – "Ковку меча" из "Зигфрида". Шаляпин в 1908 году поет арию из "Жизни за царя" – так сегодня не поют. В два раза быстрее поет, намного современнее и пронзительнее. Когда смотришь запись 1928 года, на которой Тито Скипа поет Неморино, то понимаешь, что искусство бельканто давно скончалось. Такая изумительная нежная меланхолия, что душа прямо растворяется... Это делали люди когда-то, – вспоминает Михаил Мугинштейн.
Руководители театров уже нашли в этом труде ценную информацию. Художественный руководитель московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель полагает:
– "Хроника мировой оперы" – новое явление в той области, которой мы посвятили свою жизнь, свою любовь. Один из "любовников" госпожи Оперы, профессор Михаил Мугинштейн, дал нам повод поговорить и порадоваться за наше общее дело.
Автор энциклопедии – музыковед Михаил Мугинштейн – уверяет, что аналога изданию нет нигде в мире:
– У нас великие композиторская, исполнительская и музыковедческая школы. У нас есть блистательные теоретические труды по персоналиям, но не было системы, свода знаний. Поэтому в доме надо было навести порядок...
Наводить порядок Михаил Мугинштейн начал в 2005 году, когда в екатеринбургском издательстве "У-фактория" вышел роскошный первый том его бумажной книги "Хроника мировой оперы". Это краткий курс истории оперы, задача его – проследить путь от произведения к спектаклю. В этом томе – 200 произведений от первой дошедшей до нас оперы "Эвридика" Пери 1600 года до "Лоэнгрина" Вагнера 1850-го. Два с половиной века, 86 статей о композиторах и 250 – о режиссерах, дирижерах, сценографах, исполнителях. Структура статьи о любой опере строится так: все выходные данные о произведении, включая персонажи (по голосам) и состав оркестра, содержание оперы, авторский комментарий, и самые знаменитые постановки. Теперь Михаил Мугинштейн выпустил первый том в виде интерактивной энциклопедии:
– Здесь двести опер, двести пятьдесят интерпретаторов, восемьдесят шесть композиторов и тысяча видео и аудио фрагментов. Том состоит из четырех частей. На первом диске – 17-й век, эпоха раннего барокко, Второй диск – 18-й век, позднее – барокко и классицизм. Третий диск – первая половина 19-го века, романтическая опера. Четвертый диск – великие интерпретаторы 20-го века.
Это образовательный проект, но его аудитория, говорит Михаил Мугинштейн, не только учащиеся музыкальных школ или вузов:
– Неподготовленному любителю можно удовольствоваться изложением либретто. Для учащихся профессиональных заведений есть другой уровень. Для руководителей и практиков театра – не только информация, но и режиссерский ключ ко многим произведениям...
На четырех дисках, помимо аудио и видеоинформации, то есть фрагментов спектаклей, размещены статьи самого Михаила Мугинштейна. В тексте есть гиперссылки, которые позволяют посмотреть или послушать тот или иной фрагмент спектакля. Можно статей не читать – только слушать или смотреть. Михаил Мугинштейн рассказывает:
– Мои студенты и в Екатеринбурге, и в ГИТИСе, по-моему, не берут в руки большие книжки. Все они ходят с ноутбуками. И охотно вставляют эти диски в свои компьютеры. Но, конечно, не это спровоцировало меня на издание интерактивной энциклопедии. Я хотел увидеть свою любимую женщину – оперу – во всей ее красе. Да, есть мои тексты, замечательно, но с них идут ссылки, и можно посмотреть фрагменты спектаклей мирового музыкального театра (от самых традиционных до самых авангардных постановок). И это совсем другое дело. Здесь тысяча фрагментов: примерно 90 процентов видео и 10 процентов - аудио. И есть редчайшие вещи. Например, Федор Литвин поет "Смерть Изольды" под рояль, или Иван Ершов – "Ковку меча" из "Зигфрида". Шаляпин в 1908 году поет арию из "Жизни за царя" – так сегодня не поют. В два раза быстрее поет, намного современнее и пронзительнее. Когда смотришь запись 1928 года, на которой Тито Скипа поет Неморино, то понимаешь, что искусство бельканто давно скончалось. Такая изумительная нежная меланхолия, что душа прямо растворяется... Это делали люди когда-то, – вспоминает Михаил Мугинштейн.
Руководители театров уже нашли в этом труде ценную информацию. Художественный руководитель московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель полагает:
– "Хроника мировой оперы" – новое явление в той области, которой мы посвятили свою жизнь, свою любовь. Один из "любовников" госпожи Оперы, профессор Михаил Мугинштейн, дал нам повод поговорить и порадоваться за наше общее дело.