Алексей Пичугин как первый в "деле ЮКОСа"

Алексей Пичугин

В Москве 9 декабря была представлена книга Веры Васильевой о бывшем руководителе отдела внутренней экономической безопасности ЮКОСа Алексее Пичугине. Он первый, кого арестовали в рамках так называемого "дела ЮКОСа", и единственный, кто отбывает пожизненный срок. Биографический очерк "Алексей Пичугин – пути и перепутья" стал третьей книгой автора о фигуранте "дела ЮКОСа", выпущенной издательством Human Rights Publishers.

Делом бывшего руководителя службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина, приговоренного за покушения на убийство и убийства к пожизненному лишению свободы, Вера Васильева заинтересовалась 7 лет назад, когда в Московском городском суде начался первый процесс над Пичугиным:

– Меня это дело очень зацепило. Во-первых, тем беспределом, который творился вокруг него, а, во-вторых, тем, что об этом практически никто не пишет, поскольку Алексей Пичугин не является ньюсмейкером в рамках "дела ЮКОСа". Он в принципе не публичный человек, в отличие от, скажем, Михаила Ходорковского. Уже позже, когда я начала переписываться с Алексеем Пичугиным и составила свое мнение об этом деле, которое, на мой взгляд, сфабриковано от начала и до конца, меня поразил Алексей как человек, как личность. Все, что я о нем узнала, категорически не соответствует тому, что на него навесили...

В книге "Алексей Пичугин – пути и перепутья" рассказывается обо всех трех уголовных делах, которые возбуждались против Алексея Пичугина, но в отличие от предыдущих книг Веры Васильевой о нем – это не судебные записки с процессов над первым фигурантом "дела ЮКОСа", а полноценный биографический очерк:

– Это о том, как проявляли себя люди на этих судебных процессах – не только сам Алексей Пичугин, но и судьи, прокуроры, адвокаты. Я пыталась передать атмосферу – все то, что обычно ускользает из поля зрения, когда ты пишешь непосредственно о фактах. В книге есть письма Алексея из заключения, которые тоже, на мой взгляд, характеризуют его, как личность – его прямая речь. Конечно, я хотела подвигнуть читателей на какие-то действия, может быть, не конкретно к поддержке Алексея Пичугина, но к поддержке всех несправедливо осужденных. В конце концов, просто рассказать людям о том, что такое происходит, – говорит Вера Васильева.

Принято считать, что "дело ЮКОСа" началось с ареста Алексея Пичугина, который многие журналисты назвали "черной меткой" для Михаила Ходорковского. Тем более что адвокаты Пичугина и он сам (уже в суде), утверждали, что следствие пыталось добиться от него показаний, порочащих руководство ЮКОСа и лично Ходорковского.

Говорит обозреватель журнала The New Times Зоя Светова:

– Алексей Пичугин, мне кажется, совершенно уникальная фигура среди всех фигурантов "дела ЮКОСа", потому что он один из тех, кому предлагали лжесвидетельствовать в обмен на свободу. Обвинения, которые выдвинуты против него (в отличие от тех, что были выдвинуты против Василия Алексаняна), страшные, но он предпочел остаться верным себе, не лжесвидетельствовать и пойти в тюрьму на самое страшное наказание – на пожизненное заключение. Я присутствовала на судебных заседаниях, знакомилась с материалами дела, и у меня создалось впечатление, что это дело было сфальсифицировано очень серьезно. Мне ужасно жалко, что никто из нас, журналистов не смог провести настоящего расследования. Никто не смог, например, найти Гориных, чьи трупы не были найдены. Говорят, что они на самом деле живы. Никто не смог найти то, что называется "вновь открывшимися обстоятельствами", чтобы разоблачить сфабрикованное против Пичугина уголовное дело и добиться пересмотра...

Пожизненный срок Алексей Пичугин отбывает в "Черном дельфине". Его адвокаты, убежденные в невиновности своего подзащитного, ждут решения Европейского суда по правам человека:

– У нас там зарегистрировано две жалобы. По первой жалобе (по делу Гориных) стадия коммуникации закончилась в декабре 2007 года. Буквально месяц назад я получила письмо из Европейского суда о том, что они затребовали у правительства России дополнительные документы, которые в свое время не были предоставлены. Я надеюсь, это является сигналом к тому, что решение по первой жалобе будет вынесено Европейским судом в ближайшее время. С первого дела против Пичугина, позиция государства была однозначной: оно требовало для него пожизненной меры наказания. Я считаю, что Алексей пострадал больше всех остальных, попавших в жернова государственной машины, которая задерживала и приговаривала людей в рамках так называемого "дела ЮКОСа", – отмечает адвокат Алексея Пичугина Ксения Костромина.

Книга Веры Васильевой об Алексее Пичугине вышла небольшим тиражом – 2500 экземпляров. В магазинах ее не найти: книга распространяется через правозащитные организации.