С 15 по 22 декабря на исторической сцене Большого театра выступает миланский театр Ла Скала. Гастроли открылись в ноябре "Реквиемом" Верди, а теперь продолжены двумя балетами: "Сном в летнюю ночь" и спектаклем "Эксельсиор". В сентябре будущего года Ла Скала представит в Большом театре "Дон Жуана", новой постановкой которого театр только что открыл сезон.
Тетра Ла Скала привезл два спектакля. Один, уже ставший классикой, – "Сон в летнюю ночь" Джорджа Баланчина на музыку Мендельсона-Бартольди. Второе наименование в России неизвестно. Это "Эксельсиор", поставлен он был в 1881 году Луиджи Манцотти, а в 1974-м на свет явилась новая версия – хореографа Уго Делль Ара. Музыка Ромуальда Маренко осталась прежней.
О том, почему именно "Эксельсиор" выбран для начала гастролей балетной труппы Ла Скала, говорит ее руководитель (в прошлом – глава балета Мариинского театра) Махар Вазиев:
– Нам хотелось привезти то, что родилось в Италии. А этот спектакль – образ истории итальянского балета.
"Эксельсиор" – это аллегорическая, историческая постановка, с постоянной сменой пышных рисованных занавесов. В ней занято более сотни исполнителей. В Москве итальянским коллегам помогают дети из хореографического училища, а также артисты миманса и оркестр Большого театра под руководством Дэвида Коулмена. В спектакле действуют силы Света и Тьмы, а также Цивилизация, которая побеждает Рабство. Содержание выглядит весьма современным. Махар Вазиев комментирует это замечание:
– По смыслу спектакль – о торжестве человечества. На пути прогресса важны общечеловеческие ценности, и они неизменны. В этом смысле содержание современно, хотя в этом случае не так важна идея, как способ ее сценического воплощения.
На вопрос Радио Свобода, чем отличается итальянская балетная школа от русской, Махар Вазиев ответил:
– Различия, конечно, есть, но сегодня в театре Ла Скала, как и в других театрах мира, много педагогов из России. Русская школа всегда отличалась внутренним содержанием, положением корпуса и рук. Западные школы опираются на технику ног. Западная школа дает меньше возможностей помогать себе руками, но из этого следует, что более крепкими становятся ноги. У меня не было задачи привести это всё к общему знаменателю – вышла бы эклектика. Я сказал про различия, но не думаю, что сегодня они уж так велики. А "Эксельсиор" в этом смысле – не показателен, это – уважительный поклон прошлому, истории театра Ла Скала. Он дает возможность посмотреть, как всё было, – сказал Махар Вазиев.
Перед началом генеральной репетиции артист, исполняющий партию Тьмы, занял свое место, но до того, как вступил оркестр, успел перекреститься и поцеловать крестик, который достал из-под облегающего черного трико. Такую верующую Тьму Свет легко победит.
Тетра Ла Скала привезл два спектакля. Один, уже ставший классикой, – "Сон в летнюю ночь" Джорджа Баланчина на музыку Мендельсона-Бартольди. Второе наименование в России неизвестно. Это "Эксельсиор", поставлен он был в 1881 году Луиджи Манцотти, а в 1974-м на свет явилась новая версия – хореографа Уго Делль Ара. Музыка Ромуальда Маренко осталась прежней.
О том, почему именно "Эксельсиор" выбран для начала гастролей балетной труппы Ла Скала, говорит ее руководитель (в прошлом – глава балета Мариинского театра) Махар Вазиев:
– Нам хотелось привезти то, что родилось в Италии. А этот спектакль – образ истории итальянского балета.
"Эксельсиор" – это аллегорическая, историческая постановка, с постоянной сменой пышных рисованных занавесов. В ней занято более сотни исполнителей. В Москве итальянским коллегам помогают дети из хореографического училища, а также артисты миманса и оркестр Большого театра под руководством Дэвида Коулмена. В спектакле действуют силы Света и Тьмы, а также Цивилизация, которая побеждает Рабство. Содержание выглядит весьма современным. Махар Вазиев комментирует это замечание:
– По смыслу спектакль – о торжестве человечества. На пути прогресса важны общечеловеческие ценности, и они неизменны. В этом смысле содержание современно, хотя в этом случае не так важна идея, как способ ее сценического воплощения.
На вопрос Радио Свобода, чем отличается итальянская балетная школа от русской, Махар Вазиев ответил:
– Различия, конечно, есть, но сегодня в театре Ла Скала, как и в других театрах мира, много педагогов из России. Русская школа всегда отличалась внутренним содержанием, положением корпуса и рук. Западные школы опираются на технику ног. Западная школа дает меньше возможностей помогать себе руками, но из этого следует, что более крепкими становятся ноги. У меня не было задачи привести это всё к общему знаменателю – вышла бы эклектика. Я сказал про различия, но не думаю, что сегодня они уж так велики. А "Эксельсиор" в этом смысле – не показателен, это – уважительный поклон прошлому, истории театра Ла Скала. Он дает возможность посмотреть, как всё было, – сказал Махар Вазиев.
Перед началом генеральной репетиции артист, исполняющий партию Тьмы, занял свое место, но до того, как вступил оркестр, успел перекреститься и поцеловать крестик, который достал из-под облегающего черного трико. Такую верующую Тьму Свет легко победит.