Игра и политика

Президент России Дмитрий Медведев и глава "Газпрома" Алексей Миллер в зенитовских шарфах

Футбол: все меньше игры и все больше политики. Премьер-Лига или Лига премьера? Роман Широков и дебилы. Эти темы интересуют российских блогеров, пишущих о спорте.

Дмитрий Федоров в блоге на сайте издания "Спорт день за днем" пишет: "Где деньги, там борьба за них. Где борьба, там нечистоплотность и интриги. Где интриги, там подозрительность. Поэтому в богатой России так популярны теории заговора. Я их не люблю, но попробую в них поиграть, сопоставив факты."

У меня нет на руках компромата. Только наблюдения. Как-то неправдоподобно стремительно и синхронно вынуждены были отказаться от своих европейских клубов выходцы из бывшего Советского Союза. Или попали из-за них в серьезные передряги. Булат Чагаев присел от заварухи вокруг швейцарского "Ксамакса". Впрочем, им же самим и инициированной. Владимир Романов окончательно разочаровался в спорте, выставил свои многочисленные клубы на продажу и решил приобщаться к вечным ценностям – к театру. А совладелец "Портсмута" Владимир Антонов, возможно, подвергнется экстрадиции. Литва угрожает ему 10 годами тюрьмы за отмывание денег. Партнер Антонова Владимир Дубов заявил, что прикладывает усилия для спасения клуба и сохранения рабочих мест всем сотрудникам. Причем Антонов еще буквально месяц назад, насколько мне известно, вынашивал планы продвижения бренда своего английского клуба в России, то есть рассматривал его как долгоиграющий и, самое важное, отчасти и личностный проект. У него, по-видимому, не было никаких тревожных предчувствий и опасений.

Конечно, все эти фигуры в медийном пространстве уступают Роману Абрамовичу и Борису Березовскому в популярности. Словесная рубка двух знаменитых олигархов в лондонском суде сейчас развлекает мировые СМИ и как-то подозрительно совпадает по срокам с нашими выборами – и президентскими, и парламентскими. Естественно, сама процедура суда (с допросами, уликами, скандальными фактами) является максимально быстрым способом дискредитации всех государственных основ России. И государственных деятелей, олицетворяющих власть, конечно, тоже. Футбол, безусловно, является сферой деятельности, все события которой мгновенно становятся достоянием общественности. То есть через клуб можно сделать сумасшедший пиар, употребить его в имиджевых целях. Ради этого команды зачастую и приобретаются. Но точно так же они могут и погубить репутацию. Как в случае Чагаева. Правда, возникает вопрос: как человек со столь сомнительной репутацией, как ее рисуют нам СМИ, жил да поживал себе спокойно в Швейцарии, а потом попался на поддельной финансовой гарантии Bank of America на 35 миллионов долларов. Как Сильвио Бернаскони продал ему акции клуба из Невшателя, и у регистрировавших сделку не возникло вопросов и подозрений? А сейчас вдруг все прозрели и возжелали правды и законности! Вдобавок министр спорта Чечни Хайдар Алханов в интервью швейцарскому изданию L’illustre назвал Чагаева мошенником, кинувшим на деньги "Терек" и самого Рамзана Кадырова. Комедия в духе "Игроков" Николая Васильевича Гоголя.

Не секрет, что на Западе сформирован исключительно отталкивающий образ человека из бывшего СССР. В голливудских фильмах русские обычно преступники. Слабую конкуренцию им составляют украинцы (можно вспом­нить "Воображариум доктора Парнаса"). Никаких вам ученых, эстетов, поэтов и просто веселых граждан – исключительно криминал. Теперь в компанию мафиози легко и непринужденно вливаются еще и бизнесмены. Слишком много общего у всех этих разоблачений и саморазоблачений (последний вариант касается истории Абрамовича с Березовским). И раньше западная пресса периодически выбрасывала шокирующие материалы про отечественных рыцарей векселя и оффшора, но без судебных последствий. А сейчас вдруг все перевернулось с головы на ноги. И нужно задаться вопросом: что же такого случилось в последнее время, из-за чего присутствие русского элемента в мире либеральных ценностей стало вызывать столь сильную тревогу? Раньше Европа мирилась с ролью красивой гостиной, в которой установлена стиральная машина для отмывания денег, вывезенных из России. А сейчас Старый Свет стал гордым и принципиальным.

И вот я не нахожу никакой другой отправной точки, как жеребьевка Кубков мира – 2018 и 2022, случившаяся год назад. Ведь, сделав выбор в пользу России и Катара, ФИФА отвесила приличную оплеуху нескольким странам, в том числе и имеющим статус сверхдержав. Ведь оставили с носом Англию, США, Корею, Японию, Австралию, Испанию. Была задета их национальная гордость, и, что не менее важно, им был нанесен прямой материальный ущерб в период экономического кризиса. Про ассигнования на деятельность заявочных комитетов, вылетевшие в трубу, тоже следует помнить. Это миллионы долларов!

Плюс глава ФИФА Зепп Блаттер перед тем, как провозгласить чемпионат мира в России, вдоволь поглумился над Англией. С улыбкой пропел ей дифирамбы с трибуны, а потом жестоко унизил.

Было бы странно, если бы все эти страны и стоящие за ними элиты – финансовые и политические – утерлись и утопили обиду в слабоалкогольных коктейлях. За ними ведь не просто народы и СМИ. За ними разведки и спецслужбы, агенты и прочие лихие люди, которым выгоден любой конфликт. Был бы человек, а дело на него всегда найдется!

Эти наблюдения не ставят целью определить, где же истинные ценности и за кем глобальная вселенская правда. Но совершенно очевидно, что противостояние систем обостряется, и футбол начинает играть в нем не последнюю роль. Как планетарное явление, которое показывает нам жизнь в ее абсолюте, в ее экстремальных проявлениях. Но, к сожалению, это все меньше игра и все больше политика!

* * *

Премьер-Лига или Лига премьера?!? – риторически спрашивает Матвей Дигилов в блоге на сайте "Чемпионат.Ру".

Самара, Томск, Сочи, Калининград, Раменское, Пермь...

Это только часть регионов, в которых местные футбольные клубы столкнулись с финансовыми проблемами. Некоторые футбольные клубы были в прямом смысле слова СПАСЕНЫ премьером Владимиром Путиным, некоторые были вынуждены прекратить свое существование. Это что же получается, если бы премьер в свое время не "подключился" бы к решению вопросов, то Лигу как минимум покинули бы "Крылья" и "Томь"?! Непроизвольно вырисовывается формула по спасению ФК: Премьер + госкорпорация = спасенный ФК. Жизнь, именно в Премьер-Лиге, очень дорогая, для того чтобы просто там существовать необходимо иметь минимальный годовой бюджет в 20-30 млн. $ это если без амбиций.

К сожалению, финансовые сложности испытывают клубы во всем мире, и в той же бундеслиге немало примеров, когда клубы висели на волоске от банкротства, вот только в отличие от России, у них нет такого премьера.....

Чем хорош пример Германии, так это тем, что там есть Ули Хенесс, у которого болит голова и душа не только за родную "Баварию", но и за немецкие клубы в целом. Если кто-то из немецких ФК испытывает финансовые сложности, Хенесс часто подключается к решению их проблем. Например Хенессом были спасены ФК "Санкт-Паули", "Герта" и "Мюнхен-1860". Одним из элементарных решений было проведение благотворительных матчей с участием "Баварии". Вырученные средства идут в кассу нуждающегося клуба. Солидарность по отношению к клубам-коллегам – это явление крайне редкое, но хочется верить, что и в России когда-нибудь клубы смогут помогать друг другу сообща, и совместно стремиться решать проблемы российского футбола и желательно без привлечения руководства страны.

Есть много идей о том, как можно было бы как минимум сократить вероятность банкротства клубов, например посредством формирования резервного, страхового фонда.

* * *

Блогер "Пять-три два" на сайте Sports.Ru рассказывает "околофутбольные сказки во время зимней спячки".

Играл как-то раз в Лиге чемпионов "Зенит", а на трибунах люди огни жгли. Жгли огни и радовались. Только от той радости заволокло поле дымом и стало невозможно в футбол играть. Пошёл тогда Роман Широков к людям на трибунах.

– Почто, – говорит, – озоруете, почто в футбол играть не даёте?

А один из людей с огнём не растерялся и огонь спрятал. Хорошо спрятал, так что охрана потом только с помощью доктора проктологических наук нашла.

Спрятал он огонь и говорит Широкову:

– Кто жгёт? Я? Я ничего не жгу!

Роман Широков когда увидал, куда тот люд огонь спрятал, так даже речи лишился. А остальные люды как увидели ловкость своего соратника, так тоже стали огонь хорошо прятать. Там же, где и их товарищ.

Посмотрел на это Широков, махнул рукой и ушёл. А после матча его спрашивают:

– А каковы они, Роман, те загадочные люды с огнём?

Широков как вспомнил, где те огонь спрятали, так и говорит:

– Дебилы они!

Обиделись люды с огнём. Решили с Широковым поговорить. Подкараулили его, когда он в булочную шёл, идут за ним и кричат:

– Мы не дебилы! Дебилы не мы! Ты сам дебил!

А Широков идёт и молчит. Обрадовались люды, решили, что осознал свои ошибки Роман, и разошлись. А навстречу Широкову прохожий идёт и спрашивает:

– Простите, который час?

Широков остановился, вынул из ушей наушники и спрашивает:

– Вы что-то хотели спросить? У меня в наушниках "Рамштайн", так что я вокруг ничего не слышу!

Так из-за "Рамштайна" не узнал Широков, что люди с огнём на трибунах – не дебилы.