Реформы - больше не решение

Президент Сирии Башар Асад и его российский коллега Дмитрий Медведев

Российские блогеры комментируют послание президента Медведева Федеральному Собранию, в котором тот дал в целом положительную оценку своего правления, однако предложил провести масштабные политические реформы. Лояльные Кремлю сетевые авторы отметили, что инициативы президенты не являются ответом на гражданские протесты, поскольку послание, наверное, готовилось очень долго, и после 10 декабря не менялось. С другой стороны, предложения Медведева делают протесты бессмысленными, пишет в твиттере прокремлевский блогер и журналист Владимир Соловьев:

Если я правильно понимаю, то послание президента превзошло все ожидания. Теперь митинг 24-го будет в поддержку Медведева?

У широкого интернет-сообщества обещания Медведева вызвали смешанные чувства. С одной стороны, блогеры довольны, что власть их слышит. С другой стороны, реформы предложены человеком, который меньше чем через полгода покинет свой пост, и реализация их под вопросом. Пишет глава Фонда Эффективной политики Глеб Павловский:

Позволю себе рассердить Дмитрия Анатольевича, сказав, что эта программа выполняться не будет. Она не для того, чтобы ее выполнять. Это такой, как раньше говорили, "сигнал". А вот дальше – во что этот сигнал будет вмонтирован, в какую политику – возможно, прямо в противоположную, сегодня не знает не только сам Дмитрий Анатольевич, но и Владимир Владимирович не знает. Потому что разрушена элементарная схема прохождения решений. Поэтому, строго говоря, выступление Медведева о том, что нам надо вернуть выборы губернаторов, сравнимо с выступлением Онищенко, что надо бы восстановить монархию. Мы вступили в полосу, мягко выражаясь, нестабильности, а называя вещи своими именами – кризиса. Этот кризис – не кризис системы в ее основных очертаниях, а кризис блока управления системой, который, честно говоря, самим блоком управления и был спровоцирован.

Политолог Станислав Белковский в своей колонке на портале Слон.ру показывает, что даже в случае реализации предложенным президентом реформ, либерализации не будет:

Так называемая "кардинальная политическая реформа" им. Медведева, основные положения которой изложены в нынешнем послании, – это следующий, после Михаила Прохорова, ответ Кремля на Болотную площадь. Цель анонсированной реформы – легитимировать состоявшиеся думские выборы и предстоящие в марте президентские выборы. Кремль говорит образованному горожанину, который вышел на Болотную площадь и вот-вот выйдет на проспект Сахарова: признайте легитимность выборов, а мы вам взамен – неожиданные и невиданные политические свободы. При том, что важнейшие составные части реформы представляют собою заведомый фейк и блеф. Возвращение мажоритарных округов – это попытка усилить, а не ослабить контроль над парламентами всех уровней. Поскольку давно известно: депутаты-одномандатники более зависимы от исполнительной власти, чем партийные списки. Угроза возвратить "прямые выборы" губернаторов – это уж совсем издевательство. Коль скоро вносить губернаторские кандидатуры на рассмотрение смущенного народа будет президент, ни одна независимая (оппозиционная) фигура губернатором никогда не станет. Упрощение регистрации партий – да, это круто. Аплодисменты. Другой вопрос: а не посадят ли превентивно всех политиков и гражданских активистов, способных создать действительно опасные для Кремля партии? Перед нами – имитация политических реформ. Хорошо это или плохо? Ответ: не просто хорошо, а очень хорошо. Это суперзашибись. Это все – типичная горбачевщина. Точно так же во второй половине 1980-х Михаил Горбачев, желая спасти и сохранить коммунистическую систему, пошел на виртуальные политические уступки. В результате этих уступок система пошла в разнос.

***
С похожей проблемой – только при совсем ином уровне насилия – столкнулся в Сирии режим президента Башара Асада. Реформы – уже не решение, пишет в блоге Syria Comment директор Центра Ближневосточных исследований университета Оклахомы Джошуа Лэндис:

Законность и правопорядок в Сирии постепенно исчезают – вместе с поставками основных товаров и услуг. Оппозиция действует все более уверенно, ширится и вооружается. Международное сообщество добилось изоляции страны и продолжает ужесточать санкции, вынуждая действующие в Сирии западные компании выводить бизнес, что незамедлительно сказалось на экономике. С начала года ВВП Сирии сократился почти на 30 процентов, сирийский фунт упал с 47 до 62 за один доллар. Топлива на рынке почти нет, людям нечем отапливать дома. Стала ощущаться нехватка продуктов питания; во многих городах часами нет электричества. Муниципальные выборы – чистой воды блеф. Непонятно, что они могут изменить, пока в силе остается статья 8 Конституции, утверждающая ведущую и направляющую роль партии Баас в общественной и политической жизни. Оппозиция призвала к бойкоту этих выборов. Реформы уже никого не прельщают. Оппозиция настроена на свержение режима, а не на его реформирование.

Оценить, сколько еще может продержаться Асад, пытается журналист Guardian Брайан Уитакер – в своем блоге о ближневосточной политике al-bab.com:

Никто не предполагал, что падение режима Асада произойдет быстро. Еще в марте, когда восстание только начиналось, я считал, что до конца года этого точно не случится. И даже если это произойдет завтра, оппозиция все равно не готова взять власть в свои руки. Следующий год – другое дело. Трудно представить, что и через двенадцать месяцев Асад будет по-прежнему цепляться за власть. Важнейший фактор, определяющий, сколько он еще продержится, это сила или слабость общественной базы режима. Ориентировочно, его поддерживают мусульмане-алавиты, составляющие от 12 до 15 процентов населения. Однако, как указывают Брюс Буено де Мескито и Алистер Смит, авторы «Руководства для диктаторов» - книги, посвященной современным тираниям, основная группа поддержки Асада в Сирии насчитывает немногим более 3,5 тысяч человек. Это люди, от лояльности которых зависит пребывание Асада у власти, однако их лояльность основывается исключительно на том, что режим блюдет их интересы. В своей статье в Foreign Policy авторы отмечают, что стоит только нынешнему сирийскому диктатору предать интересы своих союзников-алавитов – например, начав проводить реформы, способные затронуть их господствующее положение, как группа поддержки может принять решение умертвить диктатора, причем произойдет это быстрее, чем его свергнет оппозиция.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".