Книга Бена Голдакра ''Обман в науке''


Марина Тимашева: К сочинениям иностранных авторов наш рецензент Илья Смирнов обращается в тех случаях, когда они тематически связаны с Россией или содержат что-то особенно важное для российского читателя. Сегодня он принес книгу Бена Голдакра ''Обман в науке'', вышедшую в издательстве ''Эксмо''. И начинается она с описания ''Зарядки для мозга'', которая была введена в британских государственных школах: ''если подержать воду на языке, это позволит увлажнить мозг непосредственно через нёбо…'' (6) И другие замечательные упражнения. Но российским школьникам они пока не грозят.

Илья Смирнов: Я бы не зарекался. Болонская модернизация тоже не грозила, просто в одно прекрасное утро просыпаешься – ''вот она, вот она…''
Ну, а почему сегодня в России так злободневна и полезна книга Бена Голдакра – попробую объяснить.
И начать хотел бы с картины, которую многие наблюдали если не воочию, то на экране. ''Более 400 тысяч паломников пришли за неделю поклониться поясу Пресвятой Богородицы в храм Христа Спасителя в Москве'' в надежде на помощь ''при беременности и рождении детей…, исцеление от болезней и семейное счастье. В храме каждому дают освященную на поясе Богородицы тесьму...''
В связи с этим атеистически настроенные граждане вспоминают ''Праздник святого Йоргена'', соответствующие страницы из ''Гаргантюа и Пантагрюэля'' и ''Тиля Уленшпигеля''.

Марина Тимашева: Одновременно возле станции метро Кропоткинская Стояли две параллельные очереди: на выставку Караваджо и к поясу Богородицы. Каждый к своей святыне. И смотрели друг на друга через дорогу с недоумением. Что касается реакции в Сети – что ж, люди, почитающие себя либералами, начисто лишены терпимости по отношению к тем, кто придерживается других взглядов.

Илья Смирнов: Это отдельная тема. А я сейчас фиксирую внимание вот на чем. В те же самые дни столичная газета оповестила свет о такой новости здравоохранения.
''Заместитель директора ФБУН МНИИЭМ им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора по клинико-эпидемиологической работе, доктор медицинских наук, профессор Евгения СЕЛЬКОВА.

Согласно приказу № 102 от 2 сентября 2011 года Департамент здравоохранения по Москве и Московской области утвердил список средств, рекомендуемых для создания коллективного иммунитета, дополняющих меры специфической профилактики (вакцинацию против гриппа). Туда вошли Оциллококцинум, препараты интерфероновой группы (Циклоферон, Кагоцел, Амиксин, Лавомакс), иммуностимулирующие средства на основе растительных компонентов (Иммунал, Кармолис) и некоторые другие...

— Как часто появляются новые лекарства от ОРВИ? Только за последние два-три года появилось сразу несколько новых наименований — Оциллококцинум, Виферон, Лемсип. А кто проверял их эффективность?

— Новые лекарства появляются нечасто: на разработку того или иного лекарства от момента его создания до выхода в продажу после прохождения всех необходимых исследований и согласований может уйти 10—15 лет. Препараты, которые вы называете, на самом деле уже не являются новыми. Оциллококцинум был разработан во Франции около 60 лет назад, появился в России в девяностых годах.

Дальше справка: ''ОЦИЛЛОКОКЦИНУМ (Франция):

ФБУН “Научно исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н.Габричевского Роспотребнадзора был проведен ряд исследований, по результатам которых, в частности, было установлено, что профилактический 3-недельный курс приема препарата способствовал снижению риска заболевания острыми респираторными инфекциями среди детей в 1,76 раза, а прием препарата по лечебной схеме сокращал продолжительность болезни в 2 раза по сравнению с контрольной группой.


Результаты таковы: в 2006 году Оциллококцинум занял второе место в розничных продажах в московском регионе среди препаратов для массовой терапии и профилактики гриппа и ОРВИ, 1,8 млн. упаковок на 8 млн. долларов. С начала 2010 года по начало лета продано: 10 612 431 упаковка на сумму 2 965 309 263 руб.
То есть, лечить гинекологические заболевания тесемкой - суеверие. А лечить вирусную инфекцию сахаром - как бы уже наука.
Если сравнивать две этих ''инновации'', какая ''креативнее'', боюсь, что всё-таки вторая, потому что внедряется от имени профильных (по части лечения) государственных учреждений. И масштабы вполне сопоставимые.
Доверять ли свое здоровье человеку в рясе – действительно, вопрос веры. Но человек в белом халате с ученой степенью претендует на объективное знание. И дальше приведу мнение Бена Голдакра из той самой книги, которую мы сегодня обсуждаем: ''Реальная угроза шарлатанов не в том, что потребители их продукции могут умереть – это крайний случай…, - а в том, что они систематически подрывают понимание людьми самой сути научного доказательства'' (8).
''Я не удивляюсь, что есть люди, имеющие странное представление о медицине, но… категорически отказываюсь понимать, когда университеты включают в свои программы научные курсы по этим странным представлениям'' (345).

Марина Тимашева: Среди моих знакомых некоторые могли бы на Вас обидеться за оциллококцинум. Они не считают, что это просто сахар.

Илья Смирнов: Нет, не просто. Сахар в бакалее стоит несколько дешевле. Разиков в тысячу. А эти знакомые – они школу заканчивали? Имеют документ о среднем образовании?

Марина Тимашева: Даже о высшем.

Илья Смирнов: Тогда они должны уметь читать и считать. И хотя в книге Голдакра на соответствующую тему целых две главы: ''Гомеопатия'' и ''Плацебо'', я сейчас не стану на них давить иностранными авторитетами, а предлагаю самостоятельно разобраться. Прямо по инструкции к этому, с их точки зрения, лекарству ответить на два простеньких вопроса. Первый. Какое действующее вещество, кроме сахара, там содержится? Второй. В каком количестве оно там содержится? То есть, сколько миллиграммов или, может быть, долей миллиграмма в разовой дозе? Для сравнения я беру инструкцию первого попавшегося препарата. В одном драже Бромгексин 8 Берлин – Хеми содержится: активное вещество – бромгексина гидрохлорид - 8 мг. Так вот, дайте мне аналогичную информацию про оциллококцинум. Если кто сумеет это сделать, тогда продолжим разговор.
А мы возвращаемся к книге ''Обман в науке''. В ней разобраны следующие сюжеты: ''Аква Детокс'' - извините, ''ножная ванна для детоксикации организма'' (11) в спа-салонах,
Кампания против прививок, от которых у детей якобы развивается аутизм, дорогая косметика, в которой ''есть чудодейственные ингредиенты: технология Регениум ХУ, комплекс Нутрелиум, RoC- корректор на основе ретинола, Вита-Ниацин, метилметакрилат, АТФ-стимулин и нежные растительные пептиды. Конечно же, вы никогда не повторите это на кухне и не найдете в кремах, литр которых стоит столько же, сколько маленькая баночка чудодейственного средства'' (33), столь же ''инновационные'' диеты, биологически активные добавки, вот справка по одному из производителей: ''по всем сведениям, он скрывается в Индии. У него 120 банковских счетов в разных оффшорных зонах, и он, конечно же, запатентовал свою собственную мультивитаминную микстуру… в качестве пищевой добавки для пожилых людей'' (178), замечательные ''аппараты'' от всех болезней: ''прошлым летом я купил один… Пытались определить излучаемые частоты, но безуспешно…, Разобрали. Первым, что мы увидели, была монтажная плата. Она, к нашему удивлению, не была соединена с медной обмоткой и, следовательно, не могла получать от нее токи, как было заявлено…Восемь медных кнопочек были соединены с платой каким-то замысловатым образом, но при тщательной проверке выяснилось, что они не соединяются ни с чем…'' (186)

Марина Тимашева: Вроде тех ''квантовых аппаратов'', которые рекламируют в бесплатных газетах…

Илья Смирнов: Да, в тех листках, которые разбрасывают по почтовым ящикам. Приложишь к спине – от радикулита, к заднице – от запора, к голове – от глупости. Итак, выясняется, что всё то, чем нас осчастливили с начала 90-х годов под вывеской свободы и духовного возрождения, вовсе не было российским изобретением. Включая и конторы по торговле филькиными дипломами. Они же ''вузы нового поколения''. Цитирую биографию известной изобретательницы вычурных диет:
''степень кандидата наук она получила в Клейтонском колледже естественного здоровья…, который (что необычно для академического колледжа) продает свою линию витаминов через веб-сайт. Степень магистра получила там же. По текущим расценкам Клейтона, степень кандидата стоит 6400 $, степень магистра подешевле, но если вы платите за обе степени сразу, то получаете скидку в 300$'' (132).
Так что Россия не родина слонов. И не родина жуликов тоже.
''Американская реклама чрезвычайно любопытна… У вас все валится из рук., ваши беспокойные ноги / мигрень / холестерин вас замучили, вы страдаете, жизнь потеряла смысл. Затем вы принимаете правильную таблетку, и экран вдруг становится ярким, теплого желтого цвета, бабушка смеется, дети смеются, собака виляет хвостом, ребенок, который мучился животом, играет на лужайке со шлангом, водяные струи играют радугой на солнце… Жизнь прекрасна'' (233).
Отдельная глава посвящена ''эффекту плацебо''. Причем не издевательская, а вполне серьезная: ''Мои знакомые настаивают на покупке лекарств известных фирм… Я потратил половину своей жизни, пытаясь объяснить им, что это просто потеря денег: однако парадокс экспериментов Брантуайта и Купера состоит в том, что они правы. Что бы ни говорила фармакологическая теория, фирменные лекарства лучше, и от этого никуда не денешься… Недавние исследования боли, вызванной электрическим током, показали, что она проходила быстрее, если субъектам говорили, что лекарство стоит не 10 центов, а 2,5 доллара'' (79)
И особая благодарность автору – за то, что он включил в свою книгу основные принципы проведения экспериментальных исследований эффективности лекарств и методов лечении (100, 219 и др.) Те методики, которыми должна пользоваться научная (не гомеопатическая) медицина. Соответствующие главы обязательно нужно прочесть психологам, социологам и прочим гражданам, занятым изучением общества, потому как сплошь и рядом ''революционные'' выводы о человеческом поведении делаются на основании якобы исследований, в которых некорректно буквально всё, а предметом наиточнейшего подсчёта являются метафоры и пропагандистские штампы.

Марина Тимашева: Знаете, медицина много чего должна. Но между высокой наукой и повседневной практикой – дистанция огромного размера. Достаточная, чтобы туда провалился конкретный пациент.

Илья Смирнов: Голдакр в этом плане как раз объективен. Он совершенно не идеализирует официальную медицину, о фармацевтических компаниях отзывается почти так же тепло, как о косметических (212)
''Отказываются продавать свои продукты в развивающиеся страны по сниженным ценам на том основании, что они нуждаются в средствах на исследования и разработку новых лекарств, хотя… из 550 миллиардов долларов годовой прибыли они тратят на рекламу вдвое больше, чем на исследовательские проекты'' (205)
Он показывает, как медицинская наука сама толкает людей в объятия шарлатанов формальных подходом, как будто пациент – не человек, а микроб под микроскопом, причем узкая специализация и мода на ''честность'' и ''информированное согласие'' (85-86) только усугубляют этот недуг. А у конкурентов нет другого оружия, кроме психологического, и она его успешно применяет. Подчеркиваю еще раз: подход автора не высокомерно- издевательский, он признает, что плацебо в грамотной психологической упаковке может быть эффективно. От тех болезней, которые лечатся внушением. Проблема ''альтернативной медицины'' в том, что она не умеет (и не хочет) различать: какие болезни лечатся внушением, а какие требуют других, более действенных мер.
В этом контексте особый интерес представляет совсем не смешная – трагическая - глава о СПИДе в Южной Африке, где на революционной волне пришли к власти определенного рода политики, и на беду в это самое время несколько шарлатанов решили отменить научную вирусологию, две группировки нашли общий язык под лозунгом ''СПИДа вообще не существует, он не вызывается ВИЧ, антиретровирусные препараты приносят больше вреда, чем пользы'' (195), и вообще всё это геноцид, устроенный капиталистами против свободолюбивого народа Африки. ''Президент Мбеки послал письмо мировым лидерам, сравнивая борьбу с лечением СПИДа с борьбой против апартеида'' (197). Понимаете? Не борьбу против СПИДа, а борьбу с его лечением. ''Манта Тшабалала – Мсиманг, министр здравоохранения в правительстве Мбеки… ярая противница лекарств от ВИЧ… в стране, где 800 человек ежедневно умирают от СПИДа… средства, которые она пропагандирует для защиты от СПИДа – свекла, чеснок, лимоны… Стенд ЮАР на Всемирной конференции по СПИДу в Торонто был похож на овощной ларек'' (199).
Сотни тысяч человеческих жертв были принесены на этот ''альтернативный'' алтарь, похожий на ларек.

Марина Тимашева: Тут мы уже выходим в область социальных проблем.

Илья Смирнов: Тут тонкая грань между независимостью от чужой власти – и независимостью от здравого смысла: ''назло отморожу уши''. А книга Голдакра - да, она, собственно, и посвящена в основном социальным проблемам. А каким же еще?
''Кто выносит на наши телеэкраны вопросы о том, что социальное неравенство приводит к неравенству нашего здоровья? Где защита интересов потребителя, выражающаяся в запрете на рекламу вредной пищи, поощрении доступа к здоровому питанию за счет налоговой политики или четкой системы маркировки продуктов?... Где городская планировка, предоставляющая приоритет в движении пешеходам, общественному транспорту, а не автомобилям? Где сокращение традиционно увеличивающейся разницы между зарплатой топ-менеджеров и рядовых сотрудников?'' (143)
Согласитесь, вопросы эти актуальны не только на родине автора.
И можно поблагодарить издателей за то, что довели их до сведения российских читателей и наперекор всем ''образовательным реформам'' выпустили довольно большим тиражом книгу, в которой утверждается, что ''знание прекрасно'' (349). А претензии связаны с переводом. ''Это можно видеть по всему миру шарлатанских исцелений'' (163), ''…идея о том, что можно увеличить сосуды, идущие к сердцу, если перевязать артерию в передней части грудной стенки'' (80) или ''…нацистские научные и медицинские исследования были связаны с ужасами хладнокровных массовых убийств и странной пуританской идеологией'' (247) – спотыкаешься о подобные фразы и задумываешься: а что бы это могло означать? Почему «пуританская»? Причем здесь пуритане? Удивительно, что маленькие издательства из трех с половиной человек ухитряются выпускать ювелирной точности переводы средневековых текстов, а в солидном предприятии не находится никого, кто бы просто перечитал текст, подготовленный к отправке в типографию – и расставил карандашиком вопросительные знаки на полях.
То есть, в книгоиздательской отрасли проблемы примерно те же, что и в фармацевтической.