Лет пять назад в такие же праздничные дни в Америке разразилась кампания, которую газеты хлестко окрестили "Войной с Рождеством". Ее начала политическая корректность, которая рассуждала, казалось бы, логично. В стране, щепетильно охраняющей неприступность границы между государством и церковью, Рождество ставит христианскую веру в приоритетную позицию. Американские магазины не закрываются в Рамадан и Хануку, но 25 декабря вся страна выходная. Выступив в защиту обойденных религиозных меньшинств, сторонники деликатного обхождения провели широкомасштабную операцию по нейтрализации Рождества. Возникли расплывчатые открытки, поздравляющие с невнятными "праздничными днями", прошли смутные "праздничные парады", языческие "концерты в честь зимнего солнцестояния". Вместо рождественской елки появились мистические "деревья дружбы". Даже гигантские универмаги "Уоллмарт", напуганные угрозой судебного преследования, поздравляли своих покупателей с "праздниками", не уточняя – какими.
Ничего из всего этого, конечно, не вышло, хотя казалось бы праздничные эвфемизмы органично вписывается в современное американское общество, исповедующее плюрализм культур. Чтобы понять, почему эта кампания провалилась с таким треском, что теперь о ней почти никто и не вспоминает, достаточно взглянуть на статистические выкладки. 85 процентов американцев считает себя христианами. В относительных цифрах это значит, что в Америке больше христиан, чем иудеев в Израиле или индуистов в Индии. Уже этого хватило бы, чтобы никто не мешал стране справлять свой традиционный праздник.
Интересно, однако, другое. Та же статистика показывает, что день рождения Христа отмечает 96 процентов жителей Америки. Получается, что в рождественскую ночь за рождественским столом под рождественской елкой вы неизбежно встретите "и эллина, и иудея", а также большую часть тех 36 миллионов агностиков, которые не принадлежать ни к одной конфессии, но не решаются лишить себя рождественских подарков.
Скептики говорят, что в них, подарках, все дело, ибо рождество превратилось в экономический рэкет, вымогающий у нас деньги за подарки.
Не без этого. Но можно сказать и по-другому. Рождество – просто очень удачный праздник. Многовековая традиция наградила его таким богатым набором смысловых оттенков, что это торжество вывернулось из-под узких рамок и стало универсальным днем тепла, любви и хорошего настроения. Рождество будит в нас то религиозное чувство, что равно доступно и атеистам, и верующим, – переживание праздника. Каникулы души, оно позволяет заново ощутить свежесть мира, забыв на время суровые уроки опыта.
В универсальной природе рождества я окончательно убедился, когда однажды увидал в Токио девушку, покупающую подарки к празднику.
– А вы знаете, – спросили ее, – что отмечают в Christmas?
– Кажется, Бог умер, – сказала она, но улыбаться не перестала.
Ничего из всего этого, конечно, не вышло, хотя казалось бы праздничные эвфемизмы органично вписывается в современное американское общество, исповедующее плюрализм культур. Чтобы понять, почему эта кампания провалилась с таким треском, что теперь о ней почти никто и не вспоминает, достаточно взглянуть на статистические выкладки. 85 процентов американцев считает себя христианами. В относительных цифрах это значит, что в Америке больше христиан, чем иудеев в Израиле или индуистов в Индии. Уже этого хватило бы, чтобы никто не мешал стране справлять свой традиционный праздник.
Интересно, однако, другое. Та же статистика показывает, что день рождения Христа отмечает 96 процентов жителей Америки. Получается, что в рождественскую ночь за рождественским столом под рождественской елкой вы неизбежно встретите "и эллина, и иудея", а также большую часть тех 36 миллионов агностиков, которые не принадлежать ни к одной конфессии, но не решаются лишить себя рождественских подарков.
Скептики говорят, что в них, подарках, все дело, ибо рождество превратилось в экономический рэкет, вымогающий у нас деньги за подарки.
Не без этого. Но можно сказать и по-другому. Рождество – просто очень удачный праздник. Многовековая традиция наградила его таким богатым набором смысловых оттенков, что это торжество вывернулось из-под узких рамок и стало универсальным днем тепла, любви и хорошего настроения. Рождество будит в нас то религиозное чувство, что равно доступно и атеистам, и верующим, – переживание праздника. Каникулы души, оно позволяет заново ощутить свежесть мира, забыв на время суровые уроки опыта.
В универсальной природе рождества я окончательно убедился, когда однажды увидал в Токио девушку, покупающую подарки к празднику.
– А вы знаете, – спросили ее, – что отмечают в Christmas?
– Кажется, Бог умер, – сказала она, но улыбаться не перестала.